Инновационные процессы в российской системе образования обусловлены социальным заказом, предусматривающим не массово-репродуктивный, а индивидуально-творческий подход в подготовке педагогических кадров. Будущий педагог еще в процессе подготовки в вузе должен научиться решать профессиональные задачи разного характера, овладеть целым рядом компетенций, которые определяют его способность организовать совместную деятельность с другими субъектами образования (учащимися, родителями, коллегами, администрацией и др.) в соответствии с целями и задачами целостного педагогического процесса.
Согласно современной системе высшего профессионального образования России, магистратура является ее второй ступенью. Обучение в магистратуре сосредоточено на организации и проведении работы в двух взаимодополняющих сферах образования: научной и учебно-исследовательской. Кроме того, оно требует более высокого уровня самостоятельной работы, ориентированной на самообразование, самоорганизацию, самоконтроль со стороны магистранта.
Целевой компонент дисциплины «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» определен Государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (магистерская программа «Психология и педагогика инклюзивного образования») и требует формирования у магистрантов профессиональных компетенций в области организации профессиональной психолого-педагогической деятельности (ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-6), предполагающих знание сущности педагогической деятельности, ее структуры, форм организации в образовательном учреждении, умений организации междисциплинарных и межведомственных взаимодействий специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности, владение научно-обоснованными методами и педагогическими технологиями, способностью проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности и др. [3].
Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса – специальных конструкций процесса обучения, характер которых обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности обучающихся.
В.А. Сластенин определяет метод как способ осуществления деятельности, которая ведет к достижению поставленной цели. В.В. Краевский дает определение метода в образовании как формы реализации содержания образования. Единой классификации методов обучения не существует, в то же время группы методов, наиболее отвечающих современным потребностям образования, некоторые исследователи (Ю.Н. Емельянов, А.В. Петровский, С.Д. Смирнов, Т.И. Шамова, П.Г. Щедровицкий, Г.И. Щукина и др.) определили как активные и интерактивные методы. Активные методы – форма взаимодействия обучающихся и обучаемых, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия, причем обучающиеся – активные участники процесса, деятельность которых заключается в поиске, развитии, трансформации знаний в практические умения и навыки.
Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Интерактивный («inter» - взаимный (англ.), «act» - действовать) метод ориентирован на более широкое взаимодействие не только обучающихся с обучаемым, но и обучающихся друг с другом. Режим обучения – диалоговый, что ведет к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Роль преподавателя меняется. Он побуждает обучаемых к самостоятельному поиску, регулирует процесс общения, занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и темы для обсуждения в группах, дает консультации, регулирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Примеры основных активных и интерактивных методов известных в учебно-методической литературе: круглый стол (дискуссия, дебаты), активная учебная лекция, семинар, социально-психологический тренинг, метод коучинга, мозговой штурм, ситуационный анализ, видеоконференция, игровые методы (дидактические, ролевые, деловые игры), творческие задания, метод проектов, метод Портфолио, образовательный веб-сайт и др.
Рассмотрим некоторые из указанных форм и методов работы в процессе изучения дисциплины «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» (общее количество часов – 108, из них 6 часов отводится на лекции, 24 часа – на практические занятия, 78 часов составляет самостоятельная работа магистранта).
Логичнее начать характеристику форм работы с системы ИНФО-ВУЗ, действующей в Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева. На узле кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии размещены учебно-методические комплексы изучаемых дисциплин (УМКД), в том числе и вышеуказанной, в которых сосредоточен содержательный, процессуальный, технологический аспект дисциплины. На дополнительном узле «Организация самостоятельной работы студентов» размещаются по необходимости назначения в системе электронного обучения ИНФО-ВУЗ, информационное взаимодействие между преподавателем и магистрантом (обмен базой данных, программными продуктами, методическими материалами и пр.), обеспечивающее и поддерживающее учебный процесс. Многие виды контроля, работа с текстом, рефераты, эссе и др. представлены в ИНФО-ВУЗе. Оценка – кредитно-модульная (КМС).
Интерактивные методы не отменяют лекционной формы организации педагогической деятельности, если она носит проблемный характер, вызывает у обучающихся потребность в усваиваемом знании. Нами применялся такой метод, как метод опережения. Магистрантам предоставлялась возможность ознакомления с тезисами лекции (в ИНФО-ВУЗе). Они могли оценить актуальность обсуждаемой проблемы, познакомиться с мнениями разных ученых, что позволяло более продуктивно работать в ходе проведения лекции (организовать дискуссию, мини-доклады и др.) и способствовало развитию самостоятельности мышления.
Метод кейсов (Case Stady) – метод ситуаций, прецедентов приближает магистрантов к условиям реальной производственной ситуации, вводит обучающихся в процесс субъект-субъектных отношений, позволяет формировать навык работать командой, быстро принимать решение в условиях ограниченного промежутка времени.
Решение кейса – практической задачи можно предложить на семинарском занятии или в качестве задания для самостоятельной работы. Например, в разделе программы «Педагогическое взаимодействие. Организация и управление общением» магистрантам на семинарском занятии предлагался кейс (описание ситуации, вопросы, литература – доводятся заранее). Ситуация: конфликт между родителем и классным руководителем. Жалоба родителя (мамы) ученика 7 класса на предвзятое, по ее мнению, отношение к оценке учебной и внеучебной деятельности ребенка со стороны классного руководителя (он же - учитель литературы). Вопросы к ситуации: 1) Что могло послужить исходной причиной возникновения конфликта? 2) Выделить проблемные позиции сторон. 3) Предложить методы коррекции создавшейся ситуации. 4) Возможно ли участие других специалистов школы в разрешении конфликта?
Дополнительным баллом оценивается конструирование кейсов самими магистрантами.
В разделе программы «Закономерности психического развития личности» предлагались обучающие кейсы. Описание психолого-педагогической характеристики класса и отдельных учеников можно рекомендовать из пособия А.Д. Гонеева [2].
Как показал опыт, «круглый стол» наиболее интересно проходит при обсуждении вопросов педагогического общения как формы взаимодействия субъектов образования.
Предлагаемые предварительные задания (план выступления на семинаре по теме «Культура общения педагога и ее формирование в высшей школе», эссе об умении работать в команде, значении коммуникации в составе разных видов деятельности педагога, решение кейсов – практических задач) способствовали более активному обсуждению проблемы. Итогом изучения темы может быть разработка плана факультатива для учащихся младших классов «Учимся общаться». Творческие задания составляют основу любого интерактивного метода. Кроме вышеуказанных в организации процесса изучения дисциплины использовались: формирование собственного банка методик диагностики личности учащихся, анализ влияния обучения на развитие психики ребенка на примере одной из концепций развивающего обучения, проектирование модели организации межведомственных взаимодействий специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности.
Особенностью самостоятельной работы магистрантов является ее ориентация на научно-педагогическую и научно-исследовательскую деятельность. В изучаемом курсе мы включали задания по самостоятельному сбору материалов, разработке методических рекомендаций для учащихся, развитию умения ориентироваться в потоке научной информации по изучаемой проблеме, обоснованию проектируемой технологии, оформлению результатов исследования в различных формах [1].
Итоговый контроль – экзамен. Проводилась проверка с позиций требований компетентностного подхода: знания, умения, владения методами, технологиями, средствами профессионально-педагогической деятельности. Магистрантам предлагались вопросы и задания в форме педагогических задач, приближенных к реальной деятельности.