Проведение творческих дел с активным привлечением родителей к совместной работе с детьми предусматривает ФГОС НОО. Результаты освоения программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей включают в себя конкретные учебные предметы, так в рамках изучения курса «Окружающий мир» учащиеся должны осознать целостность окружающего мира, освоить основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
В связи с этим, для развития творческих способностей учащихся и с целью экологического воспитания в Шадринском государственном педагогическом институте был проведен II Всероссийский конкурс творческих работ «Экологическая сказка» среди учащихся 1–4 классов общеобразовательных учреждений. В рамках данного конкурса ребята совместно с родителями сочиняли сюжет детской сказки о сложном мире взаимоотношений человека с природой, где героям приписывались природоохранные действия, прослеживалось сопереживание живому организму и доброжелательность по отношению к природе. Привлечение обучающихся к изучению состояния окружающей среды, сохранение птиц своего края, воспитание бережного отношения к природным ресурсам родного края – основные задачи конкурса.
Форма данного мероприятия была выбрана не случайно, так как в экологической сказке могут быть заложены основы осознанного правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать своё эмоциональное отношение к ней.
Экологические сказки несут «экологическую информацию», т.е. содержат сведения о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Экологические сказки помогают детям познать окружающий мир. Они нацелены на формирование у ребенка бережного отношения к природе.
Экологические сказки учат думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты, о необходимости защищать природу.
Авторских сказок о природе довольно много, но не каждая из них будет экологической сказкой. Чаще авторы сказки решают развлекательные задачи: повеселить, отвлечь, разжечь фантазию и т. п. В таких сказках, с точки зрения науки, много неточностей, вольностей и еще больше авторских фантазий. Авторских сказок с действительно экологическим содержанием немного. От других сказок их отличает, прежде всего, то, что они несут в себе достоверную научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира. Важным в экологических сказках является и то, что можно узнать о проблемах природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос, где животные или растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.
Анализируя представленные экологические сказки, обращалось внимание на новизну сюжета, наличие необычных персонажей, их действий, увлекательную форму повествования с элементами загадочности, а также на конечный результат, где герои сказки должны были предложить выход из ситуации, которая приводила, например, к загрязнению окружающей природной среды.
Сочиненные совместно с родителями экологические сказки учащихся можно разделить на две категории: сказки, созданные по аналогии с уже известными литературными произведениями; сказки, созданные на основе личного творчества. Героями сказок выступают, как правило, животные, птицы, насекомые и выдуманные существа.
Результат написания экологических сказок, на наш взгляд, поможет учащимся познать, почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы. Эти знания в своей совокупности создают представление об экологической целостности природы.