Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1, 2
1
2
2192 KB

Глобальная пандемия ВИЧ-инфекции привела к росту оппортунистических заболеваний, в которых лидирующее место занимает туберкулёз. Течение патологического процесса при двойной ко-инфекции ВИЧ/туберкулёз, характеризуется множественными клиническими и патоморфологическими, часто с атипической картиной, изменениями в различных органах. На базе кафедры патологической анатомии ВолгГМУ (зав. каф. профессор Смирнов А.В.) исследовано более 300 аутопсийных случаев туберкулёза на фоне ВИЧ-инфекции. Генерализация туберкулёзного процесса с милиарными изменениями во внутренних органах была выявлена в 55 % , изменения в легких наблюдались в 100 % случаев ко-инфекции ВИЧ/ТБ. В настоящее время изучение патоморфологических особенностей двойной инфекции сохраняет свою актуальность, и представляют большой научный и клинический интерес, так как результаты могут быть использованы в профилактике и в лечении сочетанной патологии ВИЧ/ТБ [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Полученный материал окрашивали гематоксилином и эозином, иммуногистохимическое (ИГХ) исследование с целью определения экспрессии иммунореактивного материала (ИРМ) CD7+ проводили с использованием крольчих моноклональных антител фирмы Epitomics – an Abcam. Визуализацию проводили с помощью непрямого иммунопероксидазного метода с высокотемпературной демаскировкой антигенов, исследование микропрепаратов проводили на микроскопе «Micros» (Austria), производили микрофотосъемку цифровой фотокамерой «Olympus» (Japan).

При оптической микроскопии обнаруживалась полиморфная картина с фокусами формирующегося туберкулёзного воспаления, представленного тяжами лимфогистиоцитарной инфильтрации, локализованными чаще в периваскулярных отделах, участками формирующихся каверн пневмониогенного характера с различными по выраженности инфильтративными явлениями от умеренных до выраженных, а также фокусами гранулематозного воспаления, в которых выявлялись выраженные по площади зоны казеозного некроза, эпителиоидные клетки, незначительное количество лимфоцитов, практически отсутствовали гигантские клетки Пирогова – Лангханса.

При использовании моноклональных антител к CD7+ в группе исследования (ВИЧ/ТБ) вне зон воспалительного инфильтрата отмечалась умеренная и выраженная (2–3 балла) цитоплазматическая экспрессия иммунореативного материала, а в фокусах специфического воспаления отмечалась выраженная и резко выраженная экспрессия ИРМ (3–4 балла) как в лимфоцитах так и в некротических массах. Таким образом, нами выявлена выраженная экспрессия биомаркера CD7+ как в казеозно-некротических очагах, так и вне зон воспаления при ВИЧ/ТБ ко-инфекции. Увеличение содержания лимфоцитов с иммунофенотипом CD7+, которые являются клетками предшественниками Т- лимфоцитов и выполняют регуляторную роль в активации Т-хелперов и Т- супрессоров, возможно, свидетельствует об супрессии противотуберкулезного иммунитета.