Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

PERSONALITY: VALUES COMMON TO ALL PEOPLE, CARE FOR YOURSELF AND CHOICES MEANING OF LIFE

Talanov V.M. 1 Efimov V.I. 1
1 South-Russian State Technical University (NPI)
2164 KB
The concept of «care for yourself» has been analyzed. Fundamental theoretical basis of the concept of «care for yourself» are the concepts of «life», «health» and «the meaning of life». We analyze the content of such personal qualities, which are in need for finding new meanings of life, as independence, love to truth searching, a positive attitude to life, openness, receptivity and responsiveness, a sense of measure, an understanding of the importance of the dichotomy of «Life – Death» and its role in culture and education.
human values
life
health
self-care
personality

Система ценностей, фундаментом которой являются общечеловеческие, и есть главное в мире, в котором мы живем. Мы попытаемся проанализировать концепт «заботы о себе» в свете таких общелюдских ценностей как «жизнь», «здоровье», «смыслы жизни».

Человек, рождаясь, не является изначально духовно богатым. Эту мысль М. Хайдеггер афористично выразил словами: «Человек – это задание». Трудом, поисками и терзаниями он формирует и декорирует культурные и природные миры, творя себя, собственные смыслы и, тем самым, свою собственную (и, очень часто, не только свою) жизнь.

Для человека необходимы здоровье, материальные и духовные блага, справедливость, творчество, наличие прекрасного и истинного. Все это общечеловеческие ценности жизни [1, 2] (т.е. ценности, существующие для каждого человека независимо от времени, географии проживания, национальности, политических, культурных, религиозных и др. предпочтений и убеждений), о которых, разумеется, необходимо заботиться. Но наиважнейшей, интегрирующей все эти общелюдские ценности, является Жизнь как таковая.

Жизнь как фундаментальная основа заботы о себе. Как текущее мимолетное настоящее («…миг между прошлым и будущим…») Жизнь дарит нам бесчисленные возможности, которые могут быть упущены, не замечены или от которых мы можем необдуманно отказаться. А могут быть использованы во всей их полноте и богатстве, наполняя нас энтузиазмом и радостью. Жизнь сама по себе – драгоценное благо и роскошь, и каждый ее миг бесценен.

Каждый человек – дизайнер своей жизни, проектировщик, сценарист, постановщик и актер «спектакля», в котором он сам себе написал роль. Жизнь каждого человека – это его произведение, которое он писал, ваял, изобретал, создавал. Как и спектакль на сцене, Жизнь может быть драмой, трагедией, комедией… Чаще всего она – смешение жанров. Наши жизни отличаются одна от другой только пропорциями этих компонентов.

Жизненный «спектакль» разворачивается в многообразии жизненного опыта, в «пиршестве» жизни: в напряженном труде, приносящем радость, в восхищении красотой научной формулы или закона, в душевном смятении от трогательной до слез мелодии, в счастье от объятий любимого человека, в восторге от победы своей спортивной команды, в родительской гордости за детей, в благоговении от чтения дорогих писем и поэтических строк, в утверждении попранной справедливости, в служении другим людям и во многом, бесконечно многом другом.

Великая радость – жить и ощущать жизнь. Боли, тревоги, страхи, трагедии и несчастья, которые неизбежны в жизни каждого из нас, могут быть преодолены, и мы будем вознаграждены ее радостями, счастьем, добродетелями и богатством или, короче, – ее великолепием. Поэтому первая забота о себе – это забота о том, чтобы быть, чтобы жить.

Каждый человек желает не просто жить, а жить без болезней, болей, физических и психических страданий, ушибов, травм, увечий, неприятного самочувствия, т. е. желает быть здоровым. Отсюда, одной из главных забот человека является забота о своем здоровье[1]. Здоровье – это нормальное состояние тела и души, осознаваемое им как хорошее (отличное) самочувствие. Здоровье – это начальное условие всякого подлинного блага. Забота о здоровье предполагает сбалансированную диету, приемлемые физические нагрузки, достаточный отдых и досуг, отказ от пагубных привычек (если все же употребление спиртного, то в умеренных дозах), т.е. предполагает здоровый образ жизни[2]. Напряжения и стрессы неизбежны в нашей жизни, но необходимо научиться их контролировать и испытывать в допустимых пределах. Важно находить время для восстановления себя (своих физического и душевного состояний), для уединения, аутотренинга и рефлексии. Все это и есть забота о своем здоровье, важнейшая из забот о себе[3].

Почему необходима забота о себе? Каждый человек рождается для жизни. Он физически и духовно устремлен в будущее, наделен волей к жизни (не зависимо от своего психологического типа). Но внешние обстоятельства (экологические, социальные, политические, экономические, семейные, профессиональные и др.) непрерывно «испытывают его на прочность». Современная жизнь стала исключительно динамичной, усложнилась профессиональная, общественная и духовная жизнь человека, увеличились риски для жизни техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера. Психологическая и физическая нагрузки резко возросли, время уплотнилось. Человеку приходится непрерывно преодолевать себя, ускорять природой заданные физиологические, эмоциональные, интеллектуальные ритмы. И сегодня от человека требуется активность, выходящая за пределы его возможностей как биологического существа. Это несоответствие естественной природы человека и его природных возможностей все возрастающим требованиям к активности личности, предполагающим непрерывный выход за свои физические и физиологические пределы. Это несоответствие уже привело к росту числа массовых заболеваний онкологическими, психическими болезнями, инсультами, инфарктами миокарда и другими. Поэтому как никогда ранее актуальной стала забота о себе каждого человека. В современных условиях забота о себе становится необходимым условием выживания человека.

Забота о себе должна иметь, по нашему мнению, два вектора направленности внимания и усилий, которые можно было бы условно назвать как «внешний» и «внутренний». «Внешний» вектор должен быть направлен на изменения окружающей среды[4] с целью создания более комфортабельных условий жизни человека (чистые воздух и вода, здоровая пища, удобная инфраструктура жизни, нормальные социальные отношения в обществе и т.д.). «Внутренний» вектор должен быть направлен на изменения в культуре отношения человека к самому себе, на формирование личностных качеств и характеристик, способствующих заботливому отношению к окружающей среде и большей приспособляемости к ней.

Отметим, что существуют изначально присущие трагизмы человеческой жизни – врожденные трагизмы, накладывающие жесткие ограничения (рамки) рассмотрения вопроса «заботы о себе». Еще Н.А. Бердяев отмечал, что … «Весь трагизм жизни происходит от столкновения конечного и бесконечного, временного и вечного, от несоответствия между человеком как духовным существом и человеком как природным существом, живущим в природном мире» [3]. Это общее соображение он конкретизировал, выделяя трагизм смерти, трагизм любви, трагизм конечности всего в этом мире[5]. Это, по-Бердяеву, врожденные трагизмы. Полагаем, что можно добавить и другие врожденные трагизмы, относящиеся к различным областям человеческой активности, которые накладывают ограничения на возможности личности эффективно заботиться о себе и общества заботиться о личности. Вот только некоторые из них.

Генетическая предопределенность. Генетика человека предопределяет многие его черты, наследуемые от своих родителей (интеллектуальные способности, болезни, уродства, черты характера, особенности поведения и многое другое). Образование, воспитание, наука, искусство, религия, в целом культура и социальная жизнь лишь «шлифуют материал» – человека. Но из глины нельзя получить алмаз никакими технологиями. То, что заложено природой в человека едва ли поддается кардинальной перестройке.

Генетическая природа человека, в частности, предопределяет наследственные заболевания, которые возникают и развиваются из-за дефектов в наследственном аппарате клеток. Наследственные заболевания обусловлены нарушениями в процессах хранения, передачи и реализации генетической информации. Примерами таких заболеваний являются синдромы Дауна, Клайнфельтера, Шерешевского – Тернера, Эдвардса, «кошачьего крика» и другие. Пока современная наука не в состоянии справится с этими заболеваниями. Может ли человек, заботясь о себе, существенно изменить ситуацию?

Физиологическая предопределенность. Физиологические особенности некоторых людей связаны с врождёнными дефектами, приводящими к физической или умственной инвалидности. Известно несколько тысяч врожденных дефектов. Некоторые из них обусловлены, в частности, внутриутробными повреждениями, вызванными, например, инфекцией или воздействием иных повреждающих факторов на плод во время беременности (употребление алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, воздействие на плод ионизирующего излучения, механического удара и т.д.). Они во многих случаях не поддаются лечению.

Трагическое и драматическое в жизни далеко не сводится к врожденным трагизмам. В жизни человека неизбежны трагизмы и драматизмы, связанные с болезнями близких и любимых людей, неудовлетворенными потребностями (в любви, интересной работе, общественном признании и др.). В жизни общества трагизмы связаны с природными, политическими, техногенными и социальными катастрофами, приводящими к гибели огромного числа людей, иногда целых народов, стран и государств.

Трагизмы и драматизмы жизни важны для осознания своей жизни, продумывания ее смысла и назначения, для наблюдения за собой, анализа реализации намеченного сценария жизни, непрерывного уточнения своих жизненных программ (или, как сейчас говорят, – скриптов), для воссоздания себя в новом качестве.

В масштабах жизни человека трагизмы и драматизмы неизбежны. Человек должен быть готов к их адекватному восприятию и преодолению. Забота о себе предполагает неприятие замкнутости на трагических сторонах жизни, на горе, страхе и безысходности. Напротив, она связана с формированием устремленности к лучшему, которое мы способны созидать для себя, других людей и общества. Забота о себе предполагает побуждение к добродетелям мужества и стойкости в преодолении трудностей и достижении того, что мы планировали и о чем мечтали. Не пустые ли эти благие слова и что может явиться опорой человеку в таком единоборстве с самим собой?

Полагаем также, что забота о себе в тяжелых жизненных обстоятельствах предполагает, прежде всего, формирование личностью рефлексивных установок:

– на сопряжение своих неизбежных неудач, мучений и несчастий (которые есть в жизни каждого человека) с более широким жизненным контекстом, в котором найдется место случаям преодоления тяжелых превратностей судьбы,

– на возможность и необходимость возродиться к жизни.

При этом духовной и душевной опорой личности являются музыка, поэзия, юмор, природа, физический труд, встречи с верными друзьями и, конечно, поддержка дорогих и близких людей, и, конечно же, многое другое.

Поиск смыслов жизни как важнейшая забота личности о себе. Прежде всего, что имеется в виду под словом «смысл» и о какой жизни идет речь?

Смысл (буквально) – с мыслью (сопряженное). Поэтому смысл – то, что носит осмысленный характер (верно, хотя и звучит тавтологично), иначе говоря, процессы и результаты уразумения, понимания людьми чего-, кого-либо, процессы и результаты целесообразной жизнедеятельности человека, людей, общества, человечества. Поэтому все, что существует вне человеческого сознания, не связано (не сопряжено) с мышлением людей, в том числе сама по себе жизнь вообще как форма существования материального мира, наряду с неживой природой, не имеет смысла. Смысл имеет человеческая жизнь (жизнедеятельность), ее рациональные, целесообразные разновидности, проявления и результаты (любые знаки, потребительные стоимости, произведения подлинного искусства, научные открытия и т.п.). Как и сама жизнь каждой личности, смысл ее является многоуровневым и многосторонним. Поэтому он не может быть выражен одним суждением, для раскрытия его нужна система характеристик (дефиниций).

Забота о себе – это для здорового человека, прежде всего, забота о содержании своей жизни, о наполнении ее высокими смыслами. Весьма любопытно, хотя и спорно, что в европейской традиции смысл жизни рассматривается даже как более важная ценность, чем сама жизнь. Эту тему можно обсуждать (очевидно, она сложна и многогранна), но когда человек попадает в реальную ситуацию борьбы между жизнью и смертью и его жизнь оказывается на «волоске» – все абстрактные теоретические споры уходят на второй план… Становится очевидной истина – Жизнь сама по себе, жизнь как физическое существование – исходная ценность, первоценность. Она является источником и условием существования всех других общечеловеческих ценностей. В реальном противоборстве человека со смертью эта истина открывается ему со всей очевидностью: единственное, что имеет основополагающее значение, так это сама жизнь. Поэтому ее необходимо беречь, заботиться о ней, продлевать и улучшать ее. Это также означает, что важен каждый миг, что жить надо интенсивно и радостно, здесь и теперь. Отсюда, смысл человеческой жизни, на наш взгляд, – в самой жизни, в том, чтобы она была.

Жизнь человека во все исторические времена во всех цивилизациях, в той или иной степени, была осмысленной.

Смыслы созидаются и постигаются в течение тысячелетий всеми духовными сторонами личного и коллективного творчества людей: путем мистических наитий, теологических построений и религиозных откровений, художественных усилий духа в формах поэзии, зодчества, живописи, музыки, ваяния, посредством философских исканий и научных открытий, моральных раздумий и правовых совершенствований.

Мы открываем смыслы в культурах древних египтян, создавших образ царицы Нефертити в скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотую маску фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. Мы исследуем смыслы в выбитых текстах, начертанных древнеегипетскими иероглифами и египетским демотическим письмом на розеттском камне. Мы постигаем смыслы в собраниях религиозных гимнов, магических заклинаний и ритуальных обычаев, созданных жрецами арийских племен, которые появились в Индии после «великого переселения народов». Нас удивляют и поражают смыслы в китайских грандиозных сооружениях – Великой китайской стене и Великом канале, в достижениях древней китайской медицины, в оригинальном философском учении о «жизненной энергии», на основе которого была создана философско-оздоровительная система «ушу». Нас и сегодня восхищают глубочайшие философские смыслы, заложенные в первых научных программах Демокрита и Платона, в речах афинских философов о справедливом устройстве полисов, в идее пайдеи. Мы изучаем берестяные грамоты как источники понимания смыслов истории общества и повседневной жизни средневековых людей Древней Руси.

Мы обнаруживаем новые политические, социальные, научные, философские, технические и технологические смыслы в творениях современных цивилизаций, ощущаем в них зачаточные признаки грядущих эпох.

Смыслы для жизни человека и общества не даруются какими-то пророками, современными гуру или кем-то еще. Нет универсальных секретных формул, алгоритмов, приемов поиска и нахождения смыслов. Мы обретаем эти смыслы, соучаствуя в грандиозном и бесконечном эволюционном мировом социально-культурном процессе[6]. Наше личное участие в нем по содержанию сугубо индивидуально, хотя формы и функции в значительной степени типизированы.

Существует почти необозримое множество высоко значимых проблем, решение которых может наполнить нашу жизнь высокими смыслами. Такие проблемы многообразны, как многообразна человеческая культура: научные, социальные, философские, этические, религиозные, юридические и другие. Проблемы, рождающие смыслы жизни, могут быть связаны с просвещением и пропагандой знаний, деятельностью во имя мира, демократии, справедливости, гражданских прав, свобод, борьбой с фашизмом, участием в общественных, политических, экологических и других компаниях и движениях.

Участие в любом благородном деле, каким бы оно ни было по своему предмету, позволяет преодолеть границы нашей индивидуальности, расширить кругозор, углубить человеко- и миропонимание. В этом контексте забота о себе означает формирование и развитие личностных качеств (трудолюбия, целеустремленности, чуткости и отзывчивости и др.), воли к преодолению трудностей, приверженности общему делу.

Смыслы жизни отражаются также в целях, которые мы себе ставим, проектах и планах. Они выражаются в наших горестях и радостях, в наших разочарованиях, обидах и переживаниях, в наших мечтах и надеждах.

Смысл жизни человека проявляется в удовлетворении от творчества, мудрости, от благополучия судеб детей и дорогих нам людей, в утверждении справедливости. Смысл жизни общества проявляется в его культурных достижениях, всеобщей атмосфере созидания, материальном и духовном благополучии граждан, в заботе о будущих поколениях.

Вне смыслов нормальный человек не может жить, хотя часто, увы, мы живем в смысловом мелководье. Поиски высоких смыслов жизни человека неразрывно связаны с заботой о формировании, культивировании и развитии необходимых для их реализации качеств личности. Не думаю, что возможно их все перечислить, их много. Но кратко отмечу только несколько качеств личности, о которых не часто пишут и говорят, но которые сегодня нам представляются необходимыми человеку, если он действительно заботится о себе.

Самостоятельность. Sapera aude – имей мужество пользоваться своим умом, т.е. будь самостоятельным. Со времен Горация это качество личности ценилось очень высоко. Иммануил Кант в своей статье-ответе «Что такое Просвещение?» (1784 г.) писал: «Несовершеннолетие по собственной вине имеет причиной не недостаток рассудка, а недостаток решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! – имей мужество пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз Просвещения» [4].

Человек все более поглощается обществом. У него отнимается возможность свободного мышления: трудно сохранить внутреннюю самостоятельность в выборе путей жизненного действия, согласно велениям своей совести и руководительству своей мысли. Государство, политические партии, религиозные конфессии, общественные организации предлагают, а чаще навязывают человеку свои интерпретации действительности. Поэтому самостоятельность в мышлении и поступках становится исключительно ценным качеством личности, означающим ее способность взять под контроль и ответственность (насколько это возможно) свою судьбу: выбор профессии и профессиональный рост, создание и обеспечение благополучия семьи, формирование моральных принципов, образа жизни и миропонимания и т.д. Как не вспомнить чеканные пушкинские строки: «…Самостоянье человека – залог величия его»[7].

Самостоятельность означает также понимание личностью, что у нее одна жизнь, содержание и смыслы которой выбрано ею и другой жизни не будет.

Никакие серьезные достижения в любых сферах человеческой деятельности невозможны без способности человека к ответственным самостоятельным решениям и поступкам, без способности взять ответственность на себя. Об этом свидетельствуют творческие биографии многих выдающихся людей. Поэтому самостоятельность является обязательным качеством состоявшейся или желающей состояться личности. Отсюда и важность развития способности к самостоятельной ответственной деятельности как одного из направлений заботы человека о себе.

Любовь к поиску истины [5, 6]. Любовь к постижению истины – высший дар Природы человеку. Мы живем в эпоху, когда истину не любят и ее не ищут[8]. Сегодня она заменяется пользой, частным интересом, волей к могуществу, эффективностью работы компьютерной программы, интерпретацией действительности на основе моделирования всего и вся (вместо натурного исследования, когда это возможно), счастливым случаем (например, удачным проставлением наугад крестиков в тестах на школьных и вузовских экзаменах).

Подмена поиска истины любой другой активностью исторически всегда оправдывалось некими высшими целями («хитрость разума» у Гегеля). В результате такой подмены человек теряет способность размышлять; он приспосабливается к облегченному манипулированию смысловыми единицами, не вникая в их значение и содержание.

Отказ от трудного поиска истины будет знаменовать наступление новой эры – эры тотального невежества. Невежество – одна из самых опасных надвигающихся духовных болезней современности. Ее признаки мы сегодня чувствуем во всех сферах человеческой активности.

Воспитание любви к постижению истины, а также формирование и развитие способностей к размышлению, едва ли не самая жгучая, основополагающая проблема современной культуры, в том числе и образования, насущный предмет заботы о себе человека.

Позитивное отношение к жизни. Это качество личности состоит в оптимистической уверенности, что жизнь человека и его дела имеют значение, что они необходимы людям и обществу. Оно предполагает убежденность в том, что можно реализовать свои задатки, оставить след в мире и повлиять на будущее, несмотря на трудности и вопреки всяким препятствиям. Это качество характеризует также и желание человека развивать свои когнитивные навыки принятия грамотных, продуманных (в том числе и просчитанных) решений, опираясь на интеллект и разум[9]. Позитивное отношение к жизни включает и пылкость чувственных переживаний (наслаждений от приема пищи, познания и исследования, встреч с друзьями, отдыха, любовных отношений и т.д.).

Сегодня остро ощущается состояние жизненной потерянности, ценностной неразберихи, духовной хляби граждан. Вокруг каждого из нас столько горестей и несчастий, порожденных экономическими неурядицами, тревожной военно-политической обстановкой в мире, накопившейся усталостью от неудачных реформ. В такой ситуации исключительно важно не стать беспросветным пессимистом, не потерять интерес к жизни и веру в возможности человеком преодолеть любые трудности. Без оптимистического, конструктивного настроя личности на конечные позитивные результаты деятельности невозможно достичь намеченных целей, решить необходимые задачи. Формирование такого духовного настроя в людях – актуальнейшая задача культуры, насущный предмет заботы человека о себе.

Открытость, восприимчивость и отзывчивость сознания новым смыслам Жизни и Истории [8, 9]. Это важные характеристики личности. Они определяют отношение человека к окружающему миру, познанию, творчеству, людям (их идеям, намерениям, делам). Эти характеристики являются не столько важнейшими добродетелями, сколько необходимыми условиями творческой осмысленной жизни человека. Им противостоят замкнутость, самодостаточность, исключительность, фарисейство, с неизбежностью ведущие к деградации и разрушению.

Открытость сознания – необходимое условие эволюции и развертывания программы развития человека. Открытость сознания предполагает интерес ко всему новому, потребность в неустанном расширении и углублении представлений о человеке и окружающем его мире.

Восприимчивость человеком новых смыслов Жизни и Истории связана со способностью заметить едва пробивающиеся ростки новых идей и знаний, с умением уловить ведущие тенденции развития и проблемы, поставленные временем.

Открытость и восприимчивость новых смыслов остро ставят проблему экологии сознания, его защиты от безвольного пессимизма, недобросовестности и лжи. Именно поэтому необходимо критическое восприятие этих новых смыслов. Критическое восприятие сознанием новых смыслов предполагает стремление к максимальной ясности и определенности, опирающееся на четкость в определении понятий, ясность и недвусмысленность содержания предлагаемых утверждений, непротиворечивость логических построений и выводов, соответствие утвердившимся фундаментальным принципам и концепциям.

Необходимо развивать мотивацию быть открытым новым идеям и опыту, быть восприимчивым и отзывчивым на них. Тогда появляются новые смыслы жизни, новые пути в неизведанных направлениях.

Чувство меры во всем. Нужно всегда иметь в виду и соблюдать принцип меры. Дело в том, что любая нужная, полезная, позитивная определенность имеет границы своего существования, за которыми она становится совсем другой и даже противоположной себе. Эти границы далеко не всегда возможно сколько-нибудь четко установить. Вот почему очень важно выработать в себе чувство меры, умение улавливать ее в разных значимых ситуациях, соблюдать умеренность, «золотую середину», отдаленную от опасных крайностей, опираясь на собственный опыт, личные соображения и интуицию, учитывая результаты многовековой познавательной, оценочной, нормативной и практической деятельности.

Человек желает многого. Непрерывно множатся его материальные и духовные потребности. Но их удовлетворение должно быть рациональным. Это означает, что необходимо иметь в виду возможные последствия и цену тех или иных решений и действий, причем последствия не только для себя, но и для других людей. Если предлагаются амбициозные или даже фантастические цели, программы, проекты, то не должен быть потерян контроль над рациональностью (обоснованностью, достижимостью, ценой и ответственностью за исполнение) предлагаемых новаций. Чувство меры предполагает высокую культуру страстей и эмоций, высокую интеллектуальную культуру, «равновесие ума и сердца» в намерениях и поступках. Это редкая черта человека не дается ему от рождения, а воспитывается. О ее формировании необходимо непрерывно заботиться.

Понимание важности дихотомии Жизнь-Смерть и ее роли в культуре и образовании [10]. Тема Жизни и Смерти – одна из вечных тем. Она связана с самыми глубокими переживаниями человека. Два фундаментальных качества – осознанная жизнь и страх смерти – выделяют человека из животного мира и, в конечном итоге, обусловливают формирование культуры, общества и цивилизации.

Проблема Жизни и Смерти – вечная тема культуры. Вспомним мифологию, западноевропейское искусство, русскую классическую литературу и русскую религиозную философию. Степень разработанности этой проблемы и определяла зрелость культуры. В наше время проблема оказалась в тени, оказалась плохо совместимой с состоянием угнетающего бега человечества наперегонки с самим собой. Для размышления над этой темой у современного человека нет ни физических сил, ни времени и, что особенно важно, потребности и способности. Но, упустив ее из виду, мы потеряли сакральный смысл Жизни, связь времен и постепенно, незаметно можем превратиться во временщиков. Но у временщика своя «философия» жизни. Она ориентирует человека на близкие цели, простые модели, примитивные решения, грубые представления, поверхностные чувства, неглубокие мысли. В крайних формах эта «философия» утверждает бессмысленность жизни, а потому и оправдывает любые поступки, беспросветный эгоизм в личной и общественной жизни, животное существование и духовную опустошенность. Полагаем, что многие неудачи и несчастья наших сограждан проистекают из недопонимания жизненной важности размышлений о дихотомии Жизнь-Смерть[10].

Все эти качества личности необходимы для поиска новых смыслов жизни человека, они должны быть предметом его заботы о себе.

Приходят времена, когда, опираясь на разум и опыт, мы обретаем возможность строительства новой цивилизации и новой культуры. Ее краеугольными камнями должны стать наука, нравственность и гуманизм. А потому забота о себе означает культивирование еще одной особой страсти и обязательства человека – менять окружающий мир к лучшему.