Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2089 KB

В настоящее время в социально-политическом устройстве России происходит кардинальная перестройка практически всех сфер жизни общества, значительно изменившая, в том числе и «современные образовательные ориентиры» [5, с. 60], которые, в свою очередь, «затрагивают самую суть человека, его место в системе мироздания, его сознание, возможность объяснять окружающий мир» [7, с. 18]. Основной упор делается на успешную сдачу единого государственного экзамена (ЕГЭ), который в дальнейшем влияет на поступление высшее учебное заведение. Именно баллы, набранные учащимися на ЕГЭ, являются критерием как успеваемости учеников, так и качеством работы учителя.

Для успешной сдачи экзамена необходимо максимально раскрыть возможности учащихся на воспроизведение известной им информации в условиях стресса, который так или иначе неизбежно возникает в процессе сдачи ЕГЭ. Для этого необходимо направить доминирующую работу мозга только на предметный материал, и отключить ее от внешних раздражителей. Для этого необходимо правильно организовать работу мозга.

Как определил академик В.М. Бехтерев, при возбуждении одних участков мозга автоматически возбуждаются соседние участки, неумение сосредотачивать внимание на одном предмете и быстрая переключаемость внимания приводит к забыванию предыдущей информации – это вызывает рассеянность [1]. В школе у детей мы часто наблюдаем этот феномен, причем наиболее часто это происходит в стрессовых ситуациях на экзамене. И здесь никакой патологии нет. Научение сосредотачивать внимание на уроке приходит быстро, которое и приводит к устойчивым (воспитанным) нейрологическим связям. А мы знаем, что воспитание – это целенаправленный комплекс раздражений с определенным интервалом воздействия, в нашем понимании – это воспитание привычек.

Но, привычки могут быть как положительные, так и отрицательные. А по опыту известно, что отрицательные привычки прививаются гораздо быстрее и более качественно. Но, здесь можно поспорить.

Наверно все слышали такое выражение «Незнание закона, не освобождает от ответственности». Так вот, незнание закона природы подсознательного отрицания не освобождает ребенка от восприятия отрицательной информации. Вот и получается, что без специальных знаний работы мозга нельзя быть хорошим воспитателем и педагогом [6]. А ведь именно такую функцию и должен нести в первую очередь школьный психолог. Тем самым облегчая для преподавателей образовательно-педагогический процесс. А также вести консультацию для родителей по коррекции семейно-родительских отношений с детьми в семье.

В настоящее время, когда наблюдается, по словам академика В.М. Кандыбы, «информационный взрыв, характеризующийся быстрым ростом общего объема информации, который обрушивается на человека, в общем биологически не совсем к этому готового. Поэтому и возникла СК-наука, как новая наука об упорядочивании методов и средств биологического и информационного воздействия на человека, в том числе словом и мыслью». На основе этого разработана СК-педагогика, представляющая собой «специфическое кодированное состояние организма, характеризующееся высокой изобретательной психофизиологической управляемостью с элементами автоматизма» [3].

Доминантный процесс обработки информации может складываться в любой центральной мозговой группе, в том числе и хеморецептивных зонах мозга, в зависимости от условий поступления информации и развития устойчивого возбуждения с сопряженным торможением антагонистических механизмов. Информационный физиологический сдвиг центра. В нервной системе складываются определенные констелляции связанных между собой центров, морфологически разбросанных по мозговой массе и функционально объединённых единством действий и направленностью на строго определенный физиологический результат. [4]. Из всего этого следует, как определил ее академик А.А. Ухтомский [2], что всем структурно мозговым процессом управления является доминанта и рефлекс, которым и должен научиться грамотно, управлять школьный психолог как специалист, работающий с детьми.

В этом случае можно сознательно регулировать работу мозга и избавиться от рассеянности и воздействия внешних раздражителей. А это, в свою очередь позволит учащимся максимально реализовать свой потенциал при сдаче ЕГЭ и повысит уровень успеваемости.