Инновационное развитие отечественного образования в стране, модернизация образования определяют особую актуальность проблемы повышения реального качества педагогического процесса в образовательных учреждениях. Становится очевидным, что эффективность социализации личности определяется далеко не только качеством знаний выпускника.
Одним из ключевых критериев успешности адаптации личности в современное общество в условиях рыночной экономики становится её конкурентоспособность, т.е. способность выпускника высшего учебного заведения выдержать конкуренцию (соперничество) в процессе профессиональной деятельности.
Эффективная организация учебного процесса, повышение качества учебного труда не могут протекать без соответствующего систематического контроля и анализа процесса и результатов этой деятельности, оценки и самооценки труда учащихся и педагогических работников. Проверенный способ оценки качества педагогического процесса, качества подготовки студентов – педагогический мониторинг. Однако на практике педагогический мониторинг часто сводится лишь к отслеживанию конечных результатов учебного процесса (качества знаний, уровня обученности обучаемых), либо к отслеживанию отдельных аспектов педагогического процесса. Не отслеживаются во взаимосвязи с конечными результатами эффективность учебного (педагогического) процесса, качество ресурсного обеспечения образовательного процесса (качество кадровых, материально-финансовых, информационных и других ресурсов). В процессе диагностики педагогического процесса и его результатов должны активно участвовать как педагогические работники, так и студенты. Очень важна также в процессе мониторинга организация участниками педагогического процесса самоанализа, рефлексии своей деятельности.
Таким образом, для повышения качества образования, подготовки конкурентоспособного выпускника высшего профессионального учреждения со всей остротой встала проблема формирования и реализации системы комплексного мониторинга учебного процесса и результатов этой деятельности, который должен реализоваться на основе информационных технологий.
Таким образом, качество образовательного процесса слагается из качества деятельности субъекта, его организующего качества, нормативно-целевых документов и образовательных программ, собственно научно-педагогической квалификации персонала и условий обеспечения образовательного процесса, включающих средства обучения, материально-техническую и экспериментальную базы, учебно-методическое и научно-методическое обеспечение, учебные аудитории, используемые педагогические технологии и т.п.
На основе подобной схемы осуществляется оценка качества педагогической деятельности преподавателей, что позволяет выстраивать индивидуальный рейтинг преподавателя, определяя эффективность работы каждого, и в целом эффективность работы преподавательского состава подразделения (кафедры или института/факультета).