Эффективность функционирования современного производства зависит в первую очередь от уровня подготовки специалистов. Современные образовательные технологии должны учитывать специфику трудовой деятельности в условиях рыночной экономики, которая предъявляет к будущим специалистам требования, в числе которых профессиональная компетентность, способность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результат своей деятельности.
Рынок образовательных услуг является одним из самых мобильных и динамично развивающихся. Активизируются дидактические процессы и, как следствие, растёт спрос на активные методы обучения. Меняются цели образования: требуется выпуск конкурентоспособных специалистов, меняются и приоритеты в обучении: нужно обыгрывать сложные профессиональные ситуации – возникает потребность во внедрении в учебный процесс профессионального образования профессиональных игр.
Рассматривая различные определения, можно дать определение, что активные методы и технологии обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. При этом задача преподавателя заключается в самостоятельном овладении студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности. Данные методики и технологии направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности и дают возможность применения полученных знаний. Для таких учебных занятий является важным, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы, такие как речь, память, воображение и т.д.
Активные методы обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса [1]:
1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.;
2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.;
3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
В процессе обучения в вузе за сравнительно небольшой промежуток времени студент должен получить базовые знания, умения и навыки. Наиболее продуктивной формой обучения являются деятельностные технологии, которые включают в себя деловые игры, составляющие необходимое условие формирования профессиональных компетенций будущего предпринимателя. Принципиально важным является то, что деловые игры представляют собой систему моделирования будущей профессиональной деятельности студентов, так как именно системный подход позволяет сформировать профессиональные компетенции будущих предпринимателей.
Классификация деловых игр может проводиться по разным признакам: целевой и творческой направленности, степени участия студентов в подготовке деловой игры, длительности; способу создания и разрешения проблемных ситуаций; дидактическим целям и сфере применения. Отличаясь друг от друга по содержанию, деловые игры решают единые задачи:
– развитие навыков поиска, сбора, обработки и анализа экономической, правовой, коммерческой информации;
– применение полученных знаний и умений в решении практических ситуаций предпринимательской, организаторской и правовой деятельности;
– формирование умений работы в коллективе и с коллективом;
– воспитание творческой личности будущего специалиста, сочетающего профессионализм, организаторские способности, самостоятельность.
Основными отличительными особенностями деловой игры являются:- тесная связь теории с практикой и технологическим процессом производства;
– планирование и самоконтроль;
– повышенный интерес к учебному процессу и формирование мотивации;
– наглядность и продуктивность результатов обучения.
Система деловых игр при обучении будущих предпринимателей строится на ряде факторов:
– игры составляют систему формирования профессиональных компетенций специалиста-коммерсанта на протяжении всего периода обучения, развиваясь от простых к сложным на различных этапах обучения;
– они способствуют интеграции различных дисциплин, приобретая комплексный характер;
– содержание деловых игр, моделирование деятельности руководителей и специалистов строится на практическом материале конкретных предприятий, на связи теоретического обучения с производством.
Преимущество деловых игр состоит в том, что, взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. В результате создается конфликтная ситуация, сопровождающаяся естественной эмоциональной напряженностью, что повышает интерес к ходу игры. Участники могут показать не только профессиональные знания и умения, но и общую эрудированность, такие черты характера как решительность, оперативность, коммуникативность, инициативность, активность, от которых нередко зависит ход игры.
Деловая игра представляет собой управленческую имитационную игру, в ходе которой участники, имитируя деятельность тою или иного служебного лица, на основе анализа данной ситуации принимают решения. Она направлена на развитие у студентов умений анализировать конкретные практические ситуации и принимать решения. Во время игры развиваются творческое мышление (способность поставить проблему, оценить ситуацию, выдвинуть возможные варианты разрешения и, проанализировав эффективность каждого, выбрать наиболее оптимальный вариант) и профессиональные умения специалиста, деятельность которого в конечном счете сводится к принятию решений [2].
Деловая игра учебных заведений является дидактической (обучающей) игрой, ее обязательными элементами и условиями служат:
1. Дидактическая (учебная) задача – направленность на формирование определенного круга умений, уточнение и систематизацию определенного круга знаний, развитие определенных свойств мышления;
2. Учебно-производственная игровая задача – связана с ролью, которую выполняет студент. Моделирование процесса труда должно соответствовать тем профессиональным функциям, которые обычно выполняют специалисты в трудовой деятельности;
3. Наличие ролей. Каждый студент принимает на себя согласноусловиям игр роль, соответствующую той должности, которую ему предстоит выполнять в трудовой деятельности;
4. Различие ролевых целей. Каждая роль должна быть наделена определенными обязанностями, не совпадающими с другими, чтобы обязанности одного исполнителя роли не выполнялись другим лицом, иначе трудно будет оценить деятельность каждого;
5. Игровая (конфликтная) ситуация, которая выражается в условиях и сценарии игры и дается в виде описания ситуации;
6. Правила игры, т. е. те ограничения, за пределы которых не могут выйти играющие (на деле это лимиты, фонды, договорные обязательства и т.п.), а также те «меры наказания», которые налагаются на играющего за неправильное выполнение действий и нарушение установленных ограничений (например, штрафные очки);
7. Коллективный характер игры, взаимодействие играющих в процессе игры, выражающееся, с одной стороны, в выработке коллективных решений, а с другой – в многоальтернативности решений, связанной с различием мнений и позиций отдельных участников игры;
8. Состязательность в игре, которая достигается системой индивидуальной или групповой оценки деятельности участников игры. Участники игры должны чувствовать себя выигравшими или проигравшими, сыгравшими более или менее удачно. Результат может различаться скоростью выполнения учебно-производственной задачи; правильностью (эффективностью) принимаемых решений; количеством штрафных очков, полученных за нарушение правил (допущенные ошибки) при решении задачи.
Отслеживается самореализация и социализация ситуаций успеха, в которых максимально раскрываются возможности каждого обучающихся. Рынок труда требует от выпускников умения работать в коллективе, наличие командного духа и способность к риску. В этом смысле деловые игры имеют много преимуществ, так как позволяют создать условия для самореализации обучающихся. Организация и проведение деловых игр способтвует развитию творческого потенциала; поведению самостоятельных исследований, проведению экономической оценки технологического процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу технологических ситуаций.