В целях повышения устойчивости экономического и социального развития Казахстана важными остаются устойчивость бюджета страны и разработка механизмов модернизации бюджетной системы. Приведение объема и структуры государственных доходов и расходов в соответствие с возможностями и потребностями национальной экономики должно быть направлено на снижение финансовых и экономических рисков.
Известно, что эффективность расходования бюджетных средств и эффективность перераспределения доходов связаны с поиском компромисса между получением наивысших результатов и достижением приемлемых показателей равенства. Вместе с тем, по официальным данным Правительства, министерств, контрольных органов продолжают иметь место факты низкого уровня эффективности и прозрачности бюджетной системы Республики Казахстан. Остаётся проблема связанная с эффективностью расходования бюджетных средств, хотя Правительство страны разрабатывает республиканский бюджет с учетом принципа результативности и проводит постоянный мониторинг исполнения бюджета.
В данном контексте оценка эффективности расходов государственного бюджета остается важным и неотъемлемым инструментом современной бюджетной политики государства. Ее роль многократно возрастает при необходимости обеспечения прозрачности бюджетного процесса и подотчетности деятельности органов исполнительной власти перед обществом за реализацию государственной политики в той сфере ведения, за которую они ответственны. На практике существуют различные подходы к оценке эффективности государственных расходов.
Исходя из этого, исследование текущего состояния государственного бюджета и бюджетной системы РК, осмысление сложившейся и ставшей привычной практики управления бюджетом, выявление проблемных областей и резервов для оптимизации деятельности, остаются востребованными. Проводимая работа, безусловно, требует системного подхода к анализу текущего состояния государственного бюджета РК и его звеньев для выработки оптимальных подходов при управлении бюджетным процессом и решения проблемы эффективного управления финансовой системой страны.
«Вооружиться новым принципом бюджетной политики, сократить дефицит до максимально возможного минимума, наращивать резервы, обеспечив их сохранность в долгосрочной перспективе, сфокусировать интересы на продуктивных с точки зрения долгосрочной перспективы общенациональных проектах (диверсификация экономики и развитие инфраструктуры), продолжить формирование и реализацию новой антикоррупционной стратегии, дать больше самостоятельности органам управления на местах, одновременно усиливая их ответственность за результаты, разработать комплексную Программу развития финансового сектора до 2030 года, строго следить за эффективным расходованием средств» – вот основная идея , проходящая красной нитью в Посланиях Президента РК в необходимости проведения системного анализа и оценки текущего состояния государственного бюджета Республики Казахстан в целях достижения эффективного управления финансовой системой и ее устойчивости [1, 2, 3]. Вопросы высокой профессиональной ответственности в процессе планирования и использования средств государственного бюджета опираются на морально-нравственные и правовые основы нашего государственного устройства.
Принятая в 1997 году долгосрочная Стратегия «Казахстан-2030» чётко определила совершенствование управления государственными финансами одним из наиболее приоритетных направлений реформ, которое основывалось на решении задач, в частности, принятие Бюджетного кодекса (2004, 2009 гг.),применение методов программно-целевого бюджетирования и среднесрочного бюджетного планирования, внедрение новых подходов к государственному планированию, ориентированному на результаты на основе Концепции по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты.
Новое государственное планирование включает такие элементы бюджетирования, ориентированного на результаты, как: прогноз социально-экономического развития на 5 лет и бюджетных параметров республики и регионов на 3 года, стратегический и операционный планы государственного органа, республиканский и местный бюджеты на 3 года, меморандум между Премьер-министром или акимом местного исполнительного органа и руководителем государственного органа, соглашения о результатах по целевым трансфертам.
Вышеуказанные направления являются началом нового современного этапа совершенствования управления экономикой и бюджетом в стране.
Система государственного планирования в Республике Казахстан, как комплекс взаимосвязанных элементов, состоящий из 9 принципов, 9 документов, процессов и участников государственного планирования, обеспечивает развитие страны на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды и здесь финансовое планирование и прогнозирование в данном контексте, безусловно, являются важными элементами развития как отдельных субъектов хозяйствования в стране, так и государства в целом [4]. Место финансового планирования в экономике определяется тем, что планирование есть одна из функций управления, поэтому финансовое планирование – функция управления финансами путем реализации финансовой политики государства через финансовый механизм, который обеспечивает формирование централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов, распределение финансовых ресурсов, а также контроль за их использованием. Итак, финансовое планирование является функцией финансового менеджмента и методом финансового механизма, без которых невозможно эффективное управление финансами вообще.
Финансовое планирование и прогнозирование на макро уровне нацелено на планирование централизованных фондов финансовых ресурсов (государственный бюджет) и заключается в анализе и планировании доходов и расходов, только в тесной взаимосвязи с финансовым планированием на микро уровне.
На первый взгляд, понятным и очевидным является то, что финансовое планирование выражается в разработке финансовых прогнозов, программ и планов.
Если подойти с практической стороны, то сегодня в Казахстане разрабатываются все 4 указанных аспекта – планирование, прогнозирование, концепция, финансовые планы во всех сферах деятельности на всех уровнях. Недостатка при разработке таких важных документов как будто нет. Более серьезно следует подойти к тому, насколько планирование реально связано с действительностью? Насколько прогнозирование увязано с планированием? Как продуманно и реально разрабатываются концепции и как, в конечном счете, все эти процессы проявляют себя в конкретных финансовых планах, которые сегодня озвучиваются во всех сферах: в социальной сфере, здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве, индустриально-инновационном развитии Казахстана?
Следует по большому счету определиться по вопросу высокого уровня делегирования ответственности министерствам. В Казахстане, в составе всех госорганов и отраслевых министерств при Правительстве особое место занимают два министерства: Министерство национальной экономики и Министерство финансов как координаторы всех планов с определением свода объема государственных финансовых ресурсов.
Осуществляя межотраслевую и межрегиональную координацию разработки основных направлений государственной социально-экономической политики, миссией которого является формирование целостной и эффективной системы государственного планирования, ориентированной на достижение стратегических целей и реализацию приоритетных задач социально-экономического развития страны, Министерству национальной экономики следует четко основываться на наличии бюджетных программ, составляющих часть определенной государственной программы, согласовывать основные моменты финансовой и содержательной части бюджетных программ с Министерством финансов с усилением функции бюджетного планирования, как главного звена финансовой системы РК, координатора планирования и исполнения государственного централизованного денежного фонда страны, финансового института по управлению общегосударственными финансовыми ресурсами.
Одной из важнейших проблем регулирования является обеспечение эффективного распоряжения бюджетным потенциалом как государства в целом, так и в регионах Казахстана. В данном аспекте, политика, направленная на формирование доходной части государственного бюджета, политика реформирования системы межбюджетных отношений, политика выработки высокой ответственности при планировании бюджетов остается одной из главных. К сожалению, не в полной мере осознается сущностное предназначение бюджета по составу как «дорогого» источника в процессе его формирования и определения, как источника финансирования в общественной среде, которое проявляется на всех этапах бюджетного процесса.
Все эти факторы способствуют росту иждивенческого настроя к бюджету, «легкому» отношению при планировании потребности в бюджетных средствах, увеличению дотационности бюджетов территориальных субъектов, также не способствует уменьшению объема встречных финансовых потоков, а последних – с органами местного самоуправления.
Эффективное развитие бюджетной системы современного Казахстана, как известно из многочисленных исследований, осложняется отсутствием полного методологического и правового ее обустройства. Необходимы объективная управляемость каждым из этапов бюджетного процесса, оптимизация и упрощение технологии бюджетной поддержки территорий и финансирования различных сфер деятельности государства. Для этого требуется разработка целостной концепции построения бюджетной системы, соответствующей экономическим условиям, по прогнозным временным интервалам в 10-15 лет. Разработанная таким образом прогнозная система будет представлять четкое взаимодействие составляющих ее элементов. Одной из специфических черт национальной бюджетной системы является то, что вследствие значительного разрыва между уровнями бюджетной обеспеченности регионов реально функционируют две принципиально разные схемы управления бюджетами регионов – доноров и получателей. Данная ситуация усиливает значимость решений в области эффективного управления бюджетами в регионах в увязке с мероприятиями бюджетной реформы. Одним из факторов, сказывающихся на достоверности бюджетного планирования и эффективности всего бюджетного процесса, является отсутствие реалистичной прогнозной экономической базы на соответствующий год, закладываемой в основу бюджетных законопроектов [5].
В сфере бюджетного планирования вопросы полноты, четкости, результативности при составлении государственного бюджета Казахстана остаются злободневными и требуют решения;
– более того, допускаемые просчеты в планировании доходов и расходов республиканского и местных бюджетов, а также факты не освоения утвержденных параметров при исполнении бюджетов, приводят к частому пересмотру планов и корректировке статей государственного централизованного финансового плана;
– следует признать, что при планировании финансовых ресурсов ( и не только) важнейшим критерием были и остаются ответственность, профессионализм, нравственность во всех вопросах управления финансами в стране.
Для обеспечения устойчивого экономического роста, стимулирования конкурентоспособности бизнеса, выхода бизнеса из «тени» и дальнейшего совершенствования налогового администрирования необходимо и далее совершенствовать налоговую политику государства с созданием конкурентной налоговой системы, приведением налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана, оптимизацией льгот и приведением налога на добавленную стоимость в соответствие с лучшей мировой практикой.
Сегодня Казахстан в целях упрочения своей защищенности, утверждения приоритета государства в мировом сообществе заботится объективно о самом главном источнике, имеющем огромное социальное значение – бюджете страны, который в условиях рынка сохраняет свое принципиальное назначение, как важного инструмента государственной социально-экономической политики.
Главной проблемой выступает реальное формирование доходов государственного бюджета на основе возможности производства, экономики в целом, формирование расходной части бюджета, как важного социально-ориентированного источника развития общества, разумное сочетание границ заимствования в целях регулирования дефицита госбюджета как важного макроэкономического показателя. Отсюда полностью предъявляется высочайшая ответственность за эффективное использование финансово-кредитного механизма в действиях Правительства и его финансового аппарата, в умении держать под контролем финансовую ситуацию в стране и в проведении финансовой налогово-бюджетной политики.
Бюджетная система, как ядро финансовой системы страны, во взаимосвязи с налоговой системой, финансами всех хозяйствующих субъектов и с финансами населения в рыночных условиях приобретает достаточно солидный вес в источниках финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы государства через бюджетную систему от стадии формирования до распределения проявляют свои возможности, подтверждается их достаточность и эффективность существующего финансового механизма.
Решение проблемы «экономичности и эффективности бюджетных расходов» в реальной жизни остается под пристальным вниманием как в теоретическом, так и практическом аспектах. Эффективное использование любых финансовых средств проявляется через ответственность лиц, прозрачность в денежных и финансовых операциях и экономичность в расходах, затратах, распределении доходов.
Необходимо четко представлять, что эффективность как способность использовать имеющийся потенциал для достижения поставленных экономических и социальных задач, вбирает в себя смысл – максимизации результатов и минимизация израсходованных на их достижение ресурсов (затрат), следовательно, «эффективность – одна из форм результативности; эффективность экономической системы – конечная форма результативности её функционирования и эффективность выступает способом достижения поставленной цели [6].
Рассмотрение всех направлений экономики и социальной сферы через призму эффективности применительно к функционированию финансовой системы – как централизованной регулирующей системы государства в сфере использования денег, финансов, на сегодня остается востребованной в условиях финансовых отношений на фоне мировых кризисов, требует внимания и постоянного обсуждения.
Рассматривая фактические показатели по материалам проверок официальных органов по контролю, возникают такие вопросы как : 1. Почему низка степень ответственности на государственном уровне при «управлении именно финансовыми ресурсами»? 2. Почему низка результативность в правовом поле при отходе от законов? 3. Почему критерии нравственности, ответственности, честности остаются в стороне от повседневной деятельности работников, выполняющих свои функции на всех уровнях? Можно вполне подкреплять выводы реальными примерами и фактами из практики. Говоря об экономичности и эффективности на уровне проблем планирования и исполнения бюджета в стране, имеется возможность систематизировать недостатки, недоработки, нарушения и пути решения, а также поиск выхода на качественный уровень управления финансовыми ресурсами государства, что и является предметом исследования в деятельности научной сферы, а главное самих государственных органов.