Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

1 1
1
2108 KB

Динамичное развитие общества требует постоянного совершенствования системы управления экономикой, как на макроуровне, так и в рамках отдельного предприятия. При этом в современных условиях проблема управления персоналом является ключевой в перестройке системы управления любого предприятия (организации, фирмы), т.к. исходя из условий новой управленческой парадигмы теперь персонал рассматривается как основной ресурс предприятия, которым надо грамотно управлять и вкладывать средства в его развитие[1-6].

Известно, что любое предприятие является, прежде всего, социальной системой, а его успешная деятельность во внешней среде все больше и больше зависит от человеческого фактора. Поэтому стиль руководства, квалификация людей, их поведение, реакция на новшества и внешние изменения должны постоянно учитываться высшим руководством предприятия. Большое значение должно придаваться факторам организационной культуры, индивидуальным и групповым нормам поведения, типам взаимоотношений, сплоченности коллектива и т.д. [7-11].

За последнее десятилетие радикально изменилась среда, в которой функционируют российские предприятия. Поэтому плохое экономическое положение предприятий отчасти определяется отсутствием у руководителей всех уровней теоретических знаний и практического опыта по руководству персоналом в условиях рынка, когда степень ответственности и самостоятельности резко возрастает, а выполнение решений, связанных с эффективной деятельностью, полностью зависит от компетенции коллектива[12-15].

Повышение роли персонала и изменение отношения к нему связано, прежде всего, с глубокими преобразованиями в производстве. Традиционная технология, включая конвейер, стремилась свести к минимуму возможности вмешательства человека в устойчивые технологические процессы, сделать их независимыми от квалификации и иных характеристик рабочей силы. Стабилизация производственных процессов давала возможность широко применять труд низкой квалификации, что позволяло экономить на издержках, связанных с наймом, обучением и оплатой рабочей силы. Научные концепции организации труда и управления исходили из этих требований. Имело место безусловное разделение труда на управленческий и исполнительский, преобладали по детальная специализация и жесткий пооперационный контроль.

Научно-технический прогресс в последние десятилетия стал причиной крупных изменений в трудовой деятельности. Традиционная технология постепенно уступает место гибким производственным комплексам, робототехнике, наукоемкому производству, основанному на компьютерной технике и современных средствах связи, био- и лазерной технологии. Расширение полномочий на рабочем месте, контроль за производственным процессом самого работника (с вытекающими последствиями для мотивации и управления персоналом) – главная отличительная черта современности. Изменяется и содержание трудовой деятельности. В целом снижается роль навыков физического манипулирования предметами и средствами труда и возрастает значение концептуальных навыков. Имеется в виду умение в целостной системе представлять сложные процессы, вести диалог с компьютером, понимание статистических величин. Приобретают особое значение внимательность и ответственность, навыки общения [16-18].

Современное производство все более требует от рабочих качеств, которые не только не формировались в условиях поточно-массового производства, но и преднамеренно сводились к минимуму, что позволяло упростить труд и удешевить стоимость рабочей силы. К числу таких качеств относятся высокое профессиональное мастерство, способность принимать самостоятельные решения, навыки коллективного взаимодействия, ответственность за качество готовой продукции, знание техники и организации производства, творческие навыки. Одной из отличительных черт современного производства выступает его сильная зависимость от качества рабочей силы, форм ее использования, степени вовлеченности в дела организации.