В последние время роль военно-промышленного комплекса с каждым годом возрастает и напрямую на его эффективное развитие влияет результативность государственного оборонного заказа.
С 2010 по 2013 годы на ежегодное осуществление ГОЗ выделяется 7 – 8 % от общей суммы бюджетных расходов Российской Федерации. ГОЗ планируется на основе действующей ГПВ (Государственной программе вооружения). На сегодняшний день проходит реализация ГПВ – 2020, которая является уже 4-й ГПВ в истории постсоветской России. Стоит отметить, что первые три были так и не реализованы по ряду различных причин. На реализацию ГПВ – 2020 выделено 20 трлн. рублей. В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, а также обеспечения обороно – и конкурентоспособности страны, повышение результативности государственных закупок по ГОЗ становится одной из первостепенных задач государственных органов, участвующих в процессе планирования и осуществления государственных закупок для военных нужд по ГОЗ. Состояние Оборонно–промышленного комплекса (ОПК) неразрывно связано с процессом осуществления государственных закупок по ГОЗ, а также реализацией ГПВ – 2020. Создание механизма, обеспечивающего удовлетворение потребностей государственного заказчика, а также исполнителя, участвующего в поставке продукции по ГОЗ, позволяющего эффективно использовать бюджетные средства, развивать Оборонно–промышленный комплекс, предоставит государству дополнительный источник дохода, а также стимул для развития инновационной экономики. На сегодняшний момент в сфере государственных закупок по ГОЗ существует ряд проблем, препятствующих результативному и эффективному функционированию системы госзакупок для силовых структур. В процессе исследования были выделены следующие проблемы и предложения по и решению. Во-первых, неэффективность процесса планирования ГОЗ в рамках ГПВ обусловлена сохранением ведомственности при формировании ГПВ, а также широкого спектра документов, на основе которых составляется ГПВ. Для решения этой проблемы необходимо на законодательном уровне закрепить порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, участвующих в разработке ГПВ, утвердить ведущего разработчика, а также сформировать единую методическую систему формирования ГОЗ для всех ведомств. Во – вторых, нехватка квалифицированных специалистов, осуществляющих закупки в рамках ГОЗ, а также участвующих в планировании ГПВ, препятствуют эффективному взаимодействию между государственными заказчиками и предприятиями ОПК. Решить эту проблему возможно посредством взаимодействия с главными конструкторами – специалистами предприятий ОПК, которые помогут связать потребности силовых структур и технические возможности предприятий ОПК, а также посредством проведения тренингов, семинаров, в целях повышения квалификации специалистов, участвующих в закупках. В – третьих, практически отсутствие наказания за срывы предыдущих ГПВ, а также за нецелесообразное расходование бюджетных средств, ведет к повышению коррупционной составляющей государственных закупок по ГОЗ, а также увеличению государственных расходов. Проблему необходимо решить с помощью повышения ответственности головного исполнителя за исполнение заключенного контракта. В свою очередь, при наличии у предприятий ОПК большего количества финансовых средств, они будут иметь возможность развивать и внедрять инновации, что повысит в целом конкурентоспособность этой отрасли экономики. В – четвертых, в законодательстве, действующем на сегодняшний день, не установлены правила взаимодействия с поставщиками – зарубежными странами, как готовой продукции военного назначения, так и деталей для отечественного ВВТ. Усовершенствование законодательства, регулирующего эту сферу, решит проблему. В – четвертых, в связи с установленными сроками внесения изменений и корректировок в действующую ГПВ, силовые структуры довольно часто получают продукцию, которая уже устаревает к моменту реализации ГПВ. Для решения проблемы следует разработать порядок оценки эффективности ГПВ, позволяющий оценить результативность ее реализации, а также изменить сроки ее корректировки (связав их со сроками планирования ГОЗ) и упростить этот процесс. В – пятых, развитию коррупционной составляющей способствует занижение величины такого критерия, как «цена», среди прочих критериев конкурсного отбора. Проблему частично может решить расширение использования аукционов, но следует учитывать, чтобы к участию в аукционах были допущены только те компании, которые обладают достаточным опытом и техническим потенциалом в данной сфере. В – шестых, многоуровневая кооперация предприятий – исполнителей ведет к снижению ответственности соисполнителей нижних уровней, а также дает им возможность диктовать условия головному исполнителю. В целях решения этой проблемы, на законодательном уровне необходимо установить ответственность за реализацию заключенного контракта не только головного исполнителя, но и соисполнителей всех уровней, а также обязательно осуществлять раздельный учет расходов бюджетных средств головным исполнителем и соисполнителями. В – седьмых, неупорядоченная система ценообразования на продукцию по ГОЗ позволяет государственным заказчикам разрабатывать свои методологии расчета цен. Восьмая проблема заключается в незаинтересованности производителя (предприятий ОПК) производить качественную продукцию, не требующую постоянного ремонта. Проблема может быть решена с помощью ключевых аспектов PBL – концепции, используемой в США, где исполнитель ответственен за весь жизненный цикл поставляемой продукции. В рамках ценообразования на продукцию ГОЗ целесообразно на основе принципа разграничения правотворчества и правоприменения, а также разграничения компетенций федеральных органов исполнительной власти разработать и законодательно утвердить правила ценообразования на продукцию по ГОЗ. Также, еще одной проблемой можно назвать большое количество бланкетных норм в Законе № 44 и Законе № 275, позволяющих участникам ГОЗ разрабатывать свои «правила».
Нормативно-правовая база, регулирующая этот сегмент экономики, не смотря на постоянные корректировки, все еще требует совершенствования. Решение всех указанных в дипломной работе проблем возможно только посредством законодательного закрепления четких требований к процессу планирования и организации государственных закупок в рамках ГОЗ, включая, процессы ценообразования на продукцию по ГОЗ; разграничение полномочий между федеральными органами власти, ответственными за ежегодную разработку ГОЗ; разработки порядка их взаимодействия; к процессу установления ответственности за выполнение контрактных обязательств не только головного исполнителя и исполнителей второго порядка, но и всех участников реализации заключенного контракта; к процессу разработки порядка оценки выполнения ГПВ. Для регулирования системы государственных закупок в системе ГОЗ необходимо создать нормативно – правовую базу, регламентирующею исключительно эту сферу экономики, в силу ее специфики. Органы государственной власти играют ключевую роль в реализации такого решения существующих проблем. Государственный заказ – один из инструментов государственного регулирования экономики, который способствует социально-экономическому развитию государства, поддержанию его обороно – и конкурентоспособности.