Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

1
1
2092 KB

Изучение музыкально-исторических дисциплин (музыкальная литература, история музыки) является одной из важнейших и обязательных составляющих в обучении музыканта любой специальности, как в базовом, так и в высшем звене. В результате этого изучения у современного музыканта-исполнителя формируется обширная и систематизированная музыкально-историческая база, дающая возможность в будущей разносторонней профессиональной деятельности работать с музыкальными произведениями любых стилей и эпох.

Освоение этих дисциплин всегда сопряжено с трудностями: для этого необходимо

– прочно усвоить и систематизировать огромный объем фактического материала, подробно изложенного в многословных учебниках и монографиях;

– прослушать много часов музыки (из которой основные музыкальные идеи – темы – профессионал должен запомнить наизусть!);

– воспользоваться различными нотными изданиями (клавирами опер, партитурами симфонических сочинений и др.), не всегда легко доступными для учащегося.

Особую сложность для обучающихся в музыкальных училищах и вузах представляет умение компактно изложить этот материал на экзамене, когда на «презентацию» крупного произведения (например, оперы) учащемуся отведено 10-15 минут, за которые надо не только рассказать о сочинении и его авторе, но и продемонстрировать знание самой музыки.

В представленном пособии предложена новая оригинальная форма изложения музыкально-исторического материала в виде развернутых (но при этом компактных) планов-конспектов по творчеству основоположника русской национальной музыкальной классики М.И. Глинки. К планам-конспектам прилагаются специально отобранные важнейшие нотные фрагменты из основных сочинений композитора и компакт-диск в формате МР3 с их звучанием.

Во вступительном разделе пособия дана оценка значения творчества М.И. Глинки для становления и последующего развития русской музыкальной классики, приводится перечень основных жанров, а также обобщаются стилевые особенности музыки композитора. Компактное изложение материала способствует закреплению и систематизации всего услышанного и прочитанного учащимися о творчестве композитора, дает удобный «зрительный охват» текста (например, этапы творческого пути композитора изложены в наглядной форме таблицы).

Последующие разделы пособия посвящены трем основным жанрам творчества М.И. Глинки – опера, камерные вокальные сочинения и симфонические пьесы.

В разделе «Оперы» представлены две великие оперы М.И. Глинки – «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». В предварительных статьях кратко и доступно изложена история создания сочинений, описана композиция опер, особенности жанра и драматургии сочинений, а также отдельно рассмотрены музыкальные характеристики главных героев. Это дает возможность учащемуся дать на экзамене не только общую характеристику сочинения, но и ответить на более локальные вопросы.

В разделах «Романсы и песни» и «Симфоническое творчество» дается общий обзор этих жанров в творчестве М.И. Глинки и разбираются наиболее значимые сочинения.

Все музыкальные темы и фрагменты сочинений, упомянутые в планах-конспектах, можно сразу увидеть в нотном приложении и услышать в концертном исполнении на компакт-диске.

Таким образом, пособие представляет учащемуся все необходимое для освоения, обобщения и закрепления сложного музыкально-исторического материала и умения изложить этот материал на экзамене.

Пособие разработано на основании более чем двадцатилетнего преподавательского опыта автора. Применение пособия в практике автора дало высокий обучающий эффект и получило положительные отзывы от самих учащихся и коллег-преподавателей.