Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2130 KB

Изучение музыкально-исторических дисциплин (музыкальная литература, история музыки) является одной из важнейших и обязательных составляющих в обучении музыканта любой специальности, как в базовом, так и в высшем звене. В результате этого изучения у современного музыканта-исполнителя формируется обширная и систематизированная музыкально-историческая база, дающая возможность в будущей разносторонней профессиональной деятельности работать с музыкальными произведениями любых стилей и эпох.

Освоение этих дисциплин всегда сопряжено с трудностями: для этого необходимо

– прочно усвоить и систематизировать огромный объем фактического материала, подробно изложенного в многословных учебниках и монографиях;

– прослушать много часов музыки (из которой основные музыкальные идеи – темы – профессионал должен запомнить наизусть!);

– воспользоваться различными нотными изданиями (клавирами опер, партитурами симфонических сочинений и др.), не всегда легко доступными для учащегося.

Особую сложность для обучающихся в музыкальных училищах и вузах представляет умение компактно изложить этот материал на экзамене, когда на «презентацию» крупного произведения (например, оперы) учащемуся отведено 10-15 минут, за которые надо не только рассказать о сочинении и его авторе, но и продемонстрировать знание самой музыки.

В представленных пособиях предложена новая оригинальная форма изложения музыкально-исторического материала в виде развернутых (но при этом компактных) планов-конспектов по творчеству одного из основоположников русской национальной музыкальной классики А.С. Даргомыжского. К планам-конспектам прилагаются специально отобранные важнейшие нотные фрагменты из основных сочинений композитора и компакт-диск в формате МР3 с их звучанием.

Издание приурочено к 200-летию со дня рождения великого композитора.

Во вступительном разделе пособия дана оценка значения творчества А.С. Даргомыжского для последующего развития русской музыки, приводится перечень основных жанров, а также обобщаются стилевые особенности музыки композитора, во многом опередившего свое время.

Особый пункт раздела посвящен новаторству А.С. Даргомыжского, определившему его место как основоположника психологического реализма в русской музыке, как создателя первой в истории русской оперной сцены сквозной музыкальной драмы («Каменный гость») – жанра, получившего широкое развитие в творчестве композиторов будущего.

Компактное изложение материала способствует закреплению и систематизации всего услышанного и прочитанного учащимися о творчестве композитора, дает удобный «зрительный охват» текста (например, этапы творческого пути композитора изложены в наглядной форме таблицы).

Последующие разделы пособия посвящены непосредственно основным жанрам в творчестве А.С. Даргомыжского – камерным вокальным сочинениям и опере.

В разделе «Камерные вокальные сочинения» А.С. Даргомыжского дается общий обзор этого важнейшего направления в творчестве композитора и разбираются наиболее значимые сочинения. Особое внимание уделяется эволюции творческого мышления композитора, постепенному усилению реалистических тенденций, что привело к значительному обновлению музыкального языка и появлению нового жанра в русской камерной вокальной музыке (наряду с традиционными жанрами песни и романса) – характерной вокальной миниатюры.

В разделе «Опера» представлена опера «Русалка», занимающая центральное место в оперном творчестве А.С. Даргомыжского. В предварительной статье кратко и доступно изложена история создания оперы, описана ее композиция, отмечено ее новаторство, особенности жанра и драматургии, а также отдельно рассмотрены музыкальные характеристики главных героев. Это дает возможность учащемуся дать на экзамене не только общую характеристику сочинения, но и ответить на более локальные вопросы.

В специальном приложении к статье приведены наиболее значимые цитаты из десяти статей выдающегося музыкального критика А.Н. Серова, посвященных опере «Русалка», а также представлен Ф.И. Шаляпин, как непревзойденный исполнитель партии Мельника.

Все музыкальные темы и фрагменты сочинений, упомянутые в планах-конспектах, можно сразу увидеть в нотном приложении и услышать в концертном исполнении на компакт-диске.

Таким образом, пособие представляет учащемуся все необходимое для освоения, обобщения и закрепления сложного музыкально-исторического материала и умения изложить этот материал на экзамене.

Пособие разработано на основании более чем двадцатилетнего преподавательского опыта автора. Применение пособия в практике автора дало высокий обучающий эффект и получило положительные отзывы от самих учащихся и коллег-преподавателей.