Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2159 KB

Решение проблем воспитания в переходный социальный период в поликультурной, многоконфессиональной российской действительности следует строить на базе фундаментальных исследований в области философии, этики, культурологии, в том числе и в области языка. Русский язык в современной ситуации продолжает играть роль инструмента получения основной информации о мире и изменениях в нём. Эта информация структурирована благодаря философским категориям (пространства, времени, целого, части, общего, единичного и т. д.), и с их помощью человеческое сознание организует своё представление о мире. Язык вообще существует ради человека. Аспект обратной связи чрезвычайно важен. Если прямая связь – это фиксация представлений о мире, то обратная связь – это трансляция с помощью языка уже сформированных представлений, сведений о мире, передаваемых от человека к человеку, от поколения к поколению, и тогда закономерно язык выступает как средство моделирования человеческого поведения. Разработка рабочей тетради основана на многолетнем опыте преподавания культурологии и филологических дисциплин в вузе и МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия».

Изучается курс «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Светская этика» в 4-м классе. К сожалению, авторы учебных пособий не разработали рабочей тетради к своим учебникам, но ее необходимость показала практическая работа в школе. В первой части учебно-методического пособия предлагается пошаговая методика актуализации этических концептов, связанных с основными отечественными традициями через глубинные культурные, этические смыслы, зафиксированные в языке и лучших художественных текстах отечественной культуры. Вторая часть содержит систему заданий и упражнений для школьников, отражая авторскую модификацию программы «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» (М.: Просвещение, 2010).

Каждый урок второй части пособия состоит из следующих составляющих: работа с языковым материалом, авторитетными словарями, работа с художественными текстами, адекватно представляющими духовные традиции отечественной культуры, их осмысление и присвоение путем перекодировки на язык современного школьника и подведение итогов. Система заданий и упражнений призвана обеспечить развитие у учащихся толерантной рефлексии, что записано в основных требованиях к результатам обучения в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Материал к уроку в пособии дан избыточно, поэтому у учителя всегда есть возможность выбора. Материалы могут быть использованы в качестве проверочных, итоговых работ, которые могут иметь проектный характер. Материалы уроков предполагают возможности формирования универсальных учебных действий, ключевых понятий. Предлагаемые задания в большей степени рассчитаны формирование предметных, метапредметных и личностных результатов, что требует ФГОС, кроме того, упражнения направлены на проявление творческих способностей учащихся, умение понять и объяснить внутренние, глубинные смыслы языка и культуры, закрепленные в этических концептах и отраженные в художественных текстах.

Следующие принципы были основой для составления заданий:

• выполняя задания, ученик становится соавтором, выражая свои мысли и впечатления от фактов языка, зафиксированных в авторитетных словарях, произведениях искусства, или создавая собственные определения понятий, делая рисунки, создавая свои тексты и таким образом, вступает в ситуацию многоплановой коммуникации, в полилог «учитель – информация – ученик»;

• в основе большинства заданий лежит обращение к языковому сознанию и визуальному восприятию текстов, что обусловливает эмоциональное переживание и проживание текста;

• кейс-метод, использованный в ряде вопросов и упражнений, предполагает проживание сложных ситуаций и принятие собственных решений, выбора собственной нравственной позиции;

• при выполнении некоторых заданий необходимо обращаться к ресурсам авторитетных словарей, помещенных в Интернете, что способствует развитию информационной культуры.

Воспитание человека с помощью языковых техник существовало уже в античности. Школа софистов и школа Сократа разработали новый способ воспитания человека посредством обучения публичной речи – красноречию и риторике. Уже тогда было очевидно, что для того, кто умеет пользоваться языком, открывается доступ к участию в жизни гражданского общества. В эпоху античности язык представлялся единым. Античная языковедческая традиция занималась изучением исключительно письменных образцовых, нормированных текстов. Любое отхождение от нормы расценивалось как порча текста. Однако со средневековья появляется возможность отклонения от нормы, простирающаяся до настоящего времени. В центр мировоззрения постепенно ставится человек как личность, средоточие природных (материальных),божественных (духовных) начал, что приводит к противопоставлению индивидуальных представлений (концептов), реализуемых в субъективных использованиях языка (речи). Концепт формируется речью и фиксирует, начиная со средних веков, разделение прежде единого Слова на язык и речь.

Вопрос соотношения человека и человека-носителя языка стал по-новому осмысляться в современном гуманитарном знании. Возникло новое проблемное поле. Ряд деструктивных процессов привёл к тому, что язык в меньшей степени стал выполнять свою культурную, нормирующую функцию – моделирования человеческого поведения. В связи с нарастанием индивидуализации, которая, впрочем, является неизбежной в развитии общества, в языке возникают центробежные тенденции. Универсальные языковые компоненты деформируются различными способами в речевых актах. Для всех языковых подсистем сквозной является семантика, она же является связующим элементом между языком и культурой. Именно семантика, смыслы, должны отражать упорядочивание языковой сферы человеческой жизнедеятельности. Оно осуществляется через ряд взаимодействий. Содержание складывается, с одной стороны, в процессе человеческой жизнедеятельности, познания мира, его дифференциации (так как человек обладает сознанием), с другой стороны – в процессе обмена информацией между различными субъектами (поскольку человек – существо общественное). Кроме того, формирование семантики, языкового содержания, смыслов, связано как с механизмом индивидуального добывания информации, так и с фильтрацией индивидуального опыта. В практике формирования коллективного опыта, последний фиксируется в языке, так как только общественное сознание может унифицировать значения, полученные из практической деятельности и общения. В производстве и обработке смыслов отражается диалектика индивидуального и общественного. В процессе обмена информацией между субъектами вырабатывается общее содержание. В результате формируются языковые модели, в которых воплощается общечеловеческое содержание и возможность использования этих моделей последующими поколениями.

Сама языковая система, видимо, была заложена априори. В ней выражается взаимоотношение человека с миром. Для выживания человеку необходимо адекватно воспринимать его. Адекватность же, в свою очередь, заключается в целостности этого восприятия, выявлении границ «от…и до…», что и составляет бинарную оппозицию. Концепт «границы», вероятно, является коренным для нравственного отношения к миру. Он имеет конкретный пространственный образ борозды, межи, стены и соотносится с культурной универсальной бинарной оппозицией «свой – чужой».

За счёт деятельности сознания происходит движение от синкретичности к дифференциации смысловой бинарности: «субъект – объект», «субъект – действие» и т. д., что и составляет стержень взаимоотношений человека и мира. Очевидно, что эти дифференциации имеют принципиальный культурный смысл, так как культура по своей сути и есть деятельность человека по освоению мира. Но диалектика – противоречивость взаимодействий. Противоречивость производства смыслов связана с наиболее важными функциями языка: познавательной и коммуникативной, что выражается в оппозициях: 1) язык и концепт (как общее и индивидуальное представление о мире); 2) язык и речь (как вербальное выражение общего и индивидуального представления о мире).

Установленная в научной литературе оппозиция «язык – концепт» отражает представление языковедов, психолингвистов представление о том, что опыт, знания о мире фиксируются в концептах, а потом кодируются в языке. Названные выше противоречия связаны с самим языком, обстоятельствами его формирования и использования. Способ разрешения этого противоречия заключён в системности языка. Наличие семантического стержня, на котором держится вся языковая система, является нормой функционирования языка как инструмента биологического, социального и культурного выживания человека. Расшатывание нормирующих начал в культуре, этике проявляется в первую очередь в языке.

Многие этические концепты находятся на периферии языкового сознания (даже на уровне обыденного понимания) и весьма размыты. Очевидна необходимость актуализации этических концептов, что, с нашей точки зрения, возможно сделать средствами самого языка, его универсальных структур, над которыми надстраиваются универсалии культуры. Наши наблюдения предполагают включение в значение слова и древнейших смыслов, так как они имплицитно присутствуют в новых европейских языках, генетически связанных с латинским и древнегреческим языками, и связь эта не прерывалась. Конечно, говоря об учебных курсах, направленных на воспитание толерантности, на знакомство и осмысление основ религиозных культур и светской этики в средней школе и, вероятно, в связи с этим появившемся в бакалаврских учебных планах обязательном курсе «Основы религиозных культур», мы можем и должны обращаться к образцовым текстам, вошедшим в сокровищницу мировой культуры и весьма актуально звучащим сегодня: «Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце свое обрати к моему знанию…, утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих» (Притч., 22. 17–18). Именно здесь следует увидеть основное предназначение работы: учить слушать и слушать «другое», вступать с ним в диалог на основе культурных универсалий. Анализируя собственно школьную программу, можно, с одной стороны, отметить движение в сторону совершенствования коммуникативных (устных, речевых) компетенций учащихся. С другой стороны, сокращение роли знаниевого компонента. Собственно, такая ситуация отражает выдвижение на первый план коммуникативной функции языка и смещение когнитивной функции из ядра на периферию. Очевидно, что в процессе преобразования российского общества на первый план вышли речевые, устные навыки: формы монолога, диалога и полилога.

В заключение хочется отметить, что такая кропотливая работа, такая словесная техника, выстроенная на основе языковых и культурных универсалий, описывающих адекватное включение человека в мир, его иерархии и его системные связи, даёт возможность вступать в диалог культур, видеть в другом не «чужого, чуждого, иного», но видеть в нём «другого, друга».