Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

1 1
1
2110 KB

В пособии «Практикум по развитию речевой деятельности на уроках чтения в дагестанской начальной школе» предлагается система упражнений по развитию устной речи дагестанских школьников, соответствующая требованиям учебной «Программы по русскому языку и литературному чтению для начальных классов дагестанской национальной школы» [Магомедов и др.2009]. Данная программа опирается на определенную общность обучения русскому языку и родным языкам учащихся-билингвов в условиях формирования приоритетного национально-русского двуязычия, а также необходимость в оптимальном построении системы обучения русскому языку, суть, которой сводится к созданию «прочной и завершенной коммуникативной базы, необходимой и достаточной для общения младшего школьного возраста на русском языке, для дальнейшего изучения русского языка и других учебных предметов на последующих этапах обучения [2.23].

Предложенная нами система упражнений может быть использована как на раннем этапе обучения русскому языку, так и на более продвинутом. Вопрос, в каком классе [2, 3 или 4] или в какой части учебного года предложить учащимся то или иное упражнение из пособия, должен решить сам учитель, т.к. ему известен уровень знаний своего класса, что в данный момент для класса интересно и посильно. Учитель также самостоятельно должен решить вопрос о том, сколько времени нужно отвести на то или иное упражнение и какую часть урока. Подскажет решение само упражнение, его содержание и объем. Многие из приводимых в пособии упражнений рассчитаны на 5 минут.

В практической жизни люди пользуются, прежде всего, устной речью, поэтому в основу всей системы обучения русскому языку в начальной национальной школе должна быть положена работа по формированию и развитию навыков слушания и говорения.

К сожалению, в школьной практике мы наблюдаем снижение ведущей роли устной речи в общей системе обучения разным видам речевой деятельности. Проявляется это в том, что исходным в обучении является письменный материал, а устная практика представляет собой лишь звуковое воспроизведение учащимися читаемого и написанного ими. В результате, в процессе обучения не учитываются специфические особенности овладения навыками слушания, говорения, чтения и письма, устная и письменная не дифференцируется, не разграничиваются системы в процессе формирования разных видов речевой деятельности. Между тем, устная речь – особая система, организующаяся по своим законам и правилам, а, следовательно, и требующая особой методики обучения. Для обучения устной речи как особой форме общения следует разработать особый метод, отличный от метода обучения письменной речи.

При изучении русского языка основной задачей, обуславливающей все другие, является достижение автоматизированной спонтанной речи, т.е. умения без раздумья и без участия родного языка найти выражение на русском языке знакомым мыслям. Это, собственно, конечная задача, в которой сходятся все остальные.

Во-первых, работа по устной речи должна выработать умение слушать. Умение из потока речи выделять предложения, слова, наконец, отдельные звуки, дается не сразу. Известно, что мы можем воспроизводить правильно те звуки, которые правильно слышим. Умение слушать действительно является важной задачей, и недооценка ее влечет за собой ряд ошибок.

Во-вторых, работа по устной речи должна выработать умение, не отходя от норм русской орфоэпии, воспроизводить как отдельные звуки, так и целые комплексы, учащиеся должны усвоить мелодику русской речи.

В-третьих, работа по устной речи должна быть связана с накоплением словаря. Учащиеся должны не только узнавать слова, но узнавать их в изолированном виде. Они должны разбираться в составе слов, в их семантической и формальной стороне. У учеников должны быть выработаны навыки отбирать нужные слова для правильной, точной и ясной передачи мысли, а со временем они должны выработать и умение отбирать слова для создания художественной, образной речи.

В-четвертых, учащиеся должны создать умение понимать и воспроизводить готовые фразовые единицы, строить фразы по аналогии, и, наконец, самостоятельно строить фразы.

В-пятых, работа по развитию устной речи должна разрешать также сложную задачу понимания и владения связным потоком речи. Дети должны научиться не только понимать речь, но и уметь выделить отдельные моменты в речи. У учащихся должно быть выработано умение связной и стройной передачи мыслей, как в сжатом, так и в детализированном виде. В конечном итоге они должны подойти к пониманию и выражению мыслей в художественной речи.

В соответствии с этими намеченными задачами работа по развитию устной речи организуется в трех основных направлениях: первое – работа над звуковой стороной речи, второе – словарная работа и, наконец, третье – работа над связной речью, которая в свою очередь состоит из работы над диалогической и монологической речью.