Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

1
1
2118 KB

В данной монографии раскрываются научно-теоретические и методологические основы акцентуаций характера у подростков девиантного поведения. Девиантное поведение подростков рассматривается как психолого – педагогическая проблема. Раскрываются понятия, содержание и сущность акцентуаций характера у подростков девиантного поведения в условиях школы – интернат для детей сирот.

Монография сориентирована для учителей, педагогов, социальных педагогов, воспитателей, психологов, руководителей органов образования и учебно-воспитательных учреждений, руководителей попечительских органов, органов внутренних дел по делам несовершеннолетних.

В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила, по которым это общество живет. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Эта проблема актуальна и сегодня. Девиантное поведение является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей.

Нарушение поведения подростков стало чрезвычайно актуальной проблемой в последние десятилетия. Ее относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретающие патологический характер, обусловлены наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад.

Также считаю необходимым рассмотреть период детства и подростковый период это связано с тем, что именно в периоды детского и подросткового возрастов возникает очень много проблем и еще больше проблем возникает, если это касается детей-сирот.

Формирование в России, Казахстане и стран СНГ правового, демократического, цивилизованного государства предполагает высокую социальную защищенность граждан, оказание им такой социальной помощи, которая бы обеспечивала социальное здоровье каждой семье, матери и ребенку. Между тем, состояние материнства и детства в России и Казахстане в конце 90-х начала 2000-х – 2012-х годов можно было бы охарактеризовать как кризисное, хотя нельзя не заметить и тот факт, что в последнее время данные государствах разрабатывают программы и пытаются помочь матери и ребенку.

Социально-экономический кризис обнажил незащищенность интересов детей. Уважение прав человека начинается с отношения общества к своим детям. Любящее общество позаботится об обеспечении их свободы и достоинства, создавая условия, при которых они смогут в полной мере раскрыть свои способности и заложить основы для полноценной и плодотворной жизни в зрелом возрасте. Некоторые права человека имеют прямое отношение к детям, отражая их потребность в особой заботе и внимании, их уязвимость и их отличие от мира взрослых. Действующее в России и Казахстане законодательство далеко не полностью соответствует принципам и требованиям Конвенции о правах ребенка. По мере того как становится известно все больше фактов о лишениях родительских прав и злоупотреблениях ими алкогольных и наркотических средств, растет стремление международного сообщества укрепить права ребенка.

В современных условиях количество детей, нуждающихся в правовой защите, растет с каждым годом. По статистическим данным только в Казахстане на период 2012 насчитывалось около 675 тысяч детей-сирот, а если провести анализ по Российской Федерации и странам СНГ, то эта цифра увеличится в десятки раз. Из 675 тысяч детей сирот только 50% детей являются сиротами, у которых умерли родители, а остальные 95 % социальные сироты, родители которых являются алкоголиками, наркоманами, либо находятся в местах лишения свободы за различные виды правонарушений. Затруднена адаптация в обществе детей-сирот из детских домов и школ интернатов, также дети данной категорией, как правило, зачастую социально не защищены и соответственно пополняют ряды правонарушителей.

По данным мировой статистики:

– около одного миллиона детей покинуты своими семьями и существует лишь за счет изнурительной работы и мелкого воровства, а также за счет проституции и попрошайничества, то есть, обречены на нищенский образ жизни;

– более 50 миллионов детей работают в опасных или вредных для здоровья условиях;

– 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

– ежегодно около 3,5 миллионов детей умирают от заболеваний, которые не поддаются профилактике и лечению;

– в развивающихся странах около 15 миллионов детей в возрасте от 5 лет живут в условиях абсолютной бедности;

– миллионы детей, включая детей в более богатых обществах, лишены заботы, подвергаются плохому обращению, сексуальной эксплуатации или становятся жертвами злоупотребления наркотических средств, алкоголизма и токсикомании.

Особенно заметны отличия в развитии общения у воспитанников детского дома и детей, живущих в семье, которые проявляются в личностном общении, в основе которого лежит потребность во взаимопонимании и сопереживании. Это вызвано главным образом тем, что в детском доме по сравнению с семьей – значительно меньше практика общения ребенка и взрослого: ребенок получает мало личного внимания со стороны взрослых, влияние которых в детском доме скорее адресованы группе детей, нежели отдельному ребенку. Для детского дома характерно наличие сменяющихся взрослых с разными типами поведения, тогда как в семье ребенку со стороны взрослых задается одна и та же программа поведения. Эмоциональная насыщенность общения взрослого с ребенком в детском доме значительно беднее. Следует также отметить и более регламентированный характер деятельности ребенка по сравнению с деятельностью ребенка, воспитывающегося в семье. Для воспитанников младшего школьного возраста характерны ярко выраженные мотивы, непосредственно связанные с их повседневной деятельностью в детском доме, правил поведения в детском доме и школе, тогда как у семейных детей этой возрастной группы мотивы их деятельности и общения значительно богаче и разнообразнее. Такая ограниченность и бедность мотивационной сферы связаны с условиями проживания детей в детском доме и их недостаточным общением с взрослыми. Особенно ярко это проявляется в различных конфликтных ситуациях: ситуациях запрета, столкновения интересов взрослого и ребенка, ребенка и коллектива воспитанников, обвинений со стороны сверстников, непонимания ребенка взрослыми и другие. При этом поведение воспитанника может отличаться агрессивностью, неумением, нежеланием признать свою вину. То есть у ребенка в конфликтных ситуациях выступают защитные, далеко не конструктивные формы поведения. Таким образом, ряд ученых обнаружили специфику развития интеллектуальной, потребностной и поведенческой сфер личности воспитанников детского дома.

В подростковом возрасте эти причины вызывают определенные трудности в утверждении подростка в среде сверстников, в развитии его собственного «Я».

За годы пребывания в детском доме ребенок осваивает социальные роли и нравственные нормы жизнедеятельности в современном мире. В этом плане особую актуальность приобретают связи с социальной жизнью.

Таким образом, настоящая проблема является наиболее актуальной, ее решение диктует современное положение дел.

Не полные сведения о психологических механизмах, феноменологии и психической структуре девиантного поведения является основной причиной недостаточной эффективности коррекционных мероприятий. Острота проблемы, недостаточность специальных исследований и отсутствие научно-обоснованных типологий девиантного поведения личности, позволяющих организовывать эффективную систему профилактики и психокоррекции отклоняющегося поведения личности, заставляют обратить внимание на данную проблему и оценить ее как весьма актуальную. Решение конкретных профилактических задач в отношении девиантного поведения личности требует методологического и методического обеспечения психокоррекционного процесса, поиска и подбора эффективных психологических механизмов коррекции девиантного поведения личности.