Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

1
1
2110 KB

На основе анализа древних писаний авестийской, ведийской, древнекитайской и древнеславянской культур в монографии рассматриваются системные аспекты описания и представления знаний об объектах и процессах действительности в древних писаниях и в древнерусском языке. Монография задумана как двух томное издание.

Первая часть работы (книга 1) посвящена рассмотрению загадок Ригведы – Веды гимнов и древнерусского языка с системных позиций. Рассмотрены методы и способы систематизации (классификации) объектов и процессов, которые использовались в древнейших письменных памятниках. Образно-смысловые аспекты, логика формирования и взаимосвязь сакральных образов древнейших писаний с одной стороны и ключевых слов древнерусского языка, с другой стороны, по своей сущности определяют базовые понятия системного подхода к познанию мира, действительности, бытия.

Вторая часть работы (книга 2) посвящена рассмотрению системных аспектов представления знаний в древних писаниях и в древнерусском языке. Проведен анализ логики словообразования древнерусского языка, основанной на образно-смысловом описании и представлении сложной, многообразной и разнообразной действительности, показана совершенная системная организация русского языка, которая способна не только к адаптации в условиях изменения внешней среды, но и к самоорганизации и развитию.

В первой главе рассматривается системный подход к рассмотрению древнейших исторических писаний, в том числе описаны системные аспекты изучения древнейшей истории, приведена первичная систематизация описания и представления знаний в древнейших письменных источниках, особым образом выделена структура и систематизация представления древних писаний ведической литературы. Рассмотрены концептуальные аспекты целеполагания деятельности человека, представленные в древнейших писаниях.

Исследованы и выявлены тенденции изменения индоевропейских языков, определены основные направления дальнейшего исследования древних писаний и древнерусского языка с позиций системного подхода.

Во второй главе рассмотрена десятичная система исчисления как основа систематизации объектов и процессов действительности в древних писаниях и в древнерусском языке. При этом рассмотрены вопросы структурной систематизации знаний, представленных в древних писаниях и в древнерусском языке, основанные на применении в качестве основания классификации – каждого числа десятичной системы исчисления. В заключении приводится обоснование основных гипотез, объясняющие логику и смысл систематизации знаний в древних писаниях и древнерусском языке, основанную на использовании десятичной системы исчисления.

В третьей главе исследованы загадки древнейшего исторического памятника ведической культуры Ригведы – Веды гимнов. Представлена систематизация загадок Ригведы и выделение центрального ведического образа «пара буланых коней» и его отражений – фантомов. Проведено исследование ряда загадок, в том числе: многобожия в Ригведе, сакрального образа древних писаний «три шага Вишну», «вселенский закон риту», «белых и черных пространств» Ригведы, сущность сакрального образа «корова» в ведических писаниях. По каждой загадке проведен системный анализ, выявлены соответствующие гипотезы и приведено доказательство их истинности. Все это позволило обосновать и доказать тождественность замысла (концепции) трех древнейших исторических памятников мировой культуры Ригведы, Авесты и Книги Перемен.

В четвертой главе проведено исследование базовые свойств и отношений троицы сакральных системных сущностей – как основа установления истинности или ложности получаемых образов мира, действительности, бытия. Исследованы фундаментальные базовые парные свойства отражение и противоотражения, сообразие и противосообразия, перехода и противопрехода, которые использовались в древних писаниях. Проведено обоснование и сделан вывод о том, что указанные фундаментальные базовые свойства и отношения в древних писаниях следует рассматривать как нечто целое, единое, систему.

В пятой главе проведено исследование комплексных свойств и отношений троицы сакральных системных сущностей – как инструмента установления истинности или ложности получаемых образов мира, действительности, бытия. Исследованы фундаментальные понятия тождество и различие представленные в древних писаниях и в древнерусском языке, его богатом словарном запасе. Обоснована и предложена система фундаментальных отношений тождества и различия – основа троицы сакральных системных сущностей.

Проведенный анализ показывает, что в основе замысла (концепции) трех древнейших исторических памятников мировой культуры Ригведы, Авесты и Книги Перемен лежит единое миропонимание субъектами мыслительной деятельности, основанное на системном подходе к анализу мира, действительности, бытия. Такой подход в соответствии с принятым праведным (или неправедным) целеполаганием субъекта мыслительной деятельности определяет логику взаимоотношений между нечто целым (системным) и частями, основанной на применении фундаментальных базовых и комплексных отношениях тождества и различия.

Более того эта же логика и «современная» системная мировоззренческая парадигма познания мира, действительности, бытия заложена в основу русского (древнерусского) языка, в его логику словообразования и получения сокровищницы знаний – словарного запаса русского языка. Описание и представление знаний в русском языке в виде некоторого целого и его частей, представляющее собой основу системного подхода, общей теории систем и кибернетики, было рассмотрено еще в древности – в сохранившихся письменных древних источниках. И только в последующем это направление было развито в трудах Г. Гегеля, А.А. Богданова, П.К. Анохина, Н. Винера, Л. Берталанфи и других исследователей – системологов.

Таким образом, именно в русском языке, в логике словообразования слов русского языка заложены (закодированы) основы системного познания многообразной и разнообразной действительности, основы миропонимания бытия во всех его формах и многообразии проявления. Заложив в структуру древнерусского языка (праязыка, первоязыка) невидимые (для непосвященных) смысл и логику системного подхода к познанию реальной действительности, Творец дал человеку главное – не только бесценный инструмент познания этого сложного, изменяющегося, многогранного и многообразного мира, но и совершенный инструмент сохранения знаний.

Как известно, фундаментальное свойство любого живого организма – его реакция на прошлые повторяющиеся воздействия со стороны неорганического мира, окружающей среды определено как опережающее отражение действительности. Это удивительное свойство живой природы отечественный физиолог академик АН СССР П.К. Ано́хин, в созданной им теории функциональных систем, назвал «чудесным и реальным подарком всему живому на земле, имеющим характер предсказания»[1].

Но человеку, высшему представителю этой живой природы, кроме «очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать», дано нечто большее. Это, как говорит священное писание: «сердце разумное», ум и разум для того: «чтобы разуметь», другими словами чтобы «различать, что добро и что зло»[2].

Изучение древних писаний с точки зрения системного подхода к познанию, с одной стороны и рассмотрение логики словообразования древнерусского и других языков с другой стороны, позволяет, на наш взгляд, восстановить утерянные знания мыслителей древности о системном представлении многообразного и разнообразного мира, действительности, бытия.

Монография предназначена для научных работников и специалистов, использующих в своей деятельности методы системного подхода, в том числе интересующихся вопросами комплексного анализа и систематизации объектов или процессов действительности. Книга может быть полезной для преподавателей, аспирантов и студентов вузов, изучающих общие (философию, историю, логику) дисциплины, а также для специалистов в различных сферах деятельности человека.