Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2099 KB

В монографии рассматриваются методологические аспекты систематизации объектов или процессов действительности, позволяющей человеку познавать этот бесконечно многообразный, сложный, многомерный и нечеткий мир. Систематизация как универсальный диалектический метод отражения реальной действительности используется в любой человеческой деятельности.

В свою очередь, классификация объектов или процессов реальной действительности, являясь основной составной частью систематизации, представляет собой, по сути, ее квинтэссенцию или вершину систематизации, конечная цель которой – построение классификационной системы знаний рассматриваемой предметной области познания.

Базовой основой систематизации и классификации являются фундаментальные понятия тождества и различия. Предложенный подход к точному (эксплицированному) определению этих многозначных понятий позволил не только разработать методологические основы систематизации, но и рассмотреть с системных позиций философские аспекты проблем познания, категории, принципы и законы.

Часть I. Методология систематизации объектов или процессов действительности

В первой главе рассматривается методологические аспекты систематизации объектов или процессов действительности, базовой основой которых является троица (триада) системного описания объектов или процессов. Предложены концептуальные основы систематизации объектов или процессов действительности в рамках моделей: «объект-субъект», «объект-субъект-субъект», «объект-субъект-результат», при этом хаос и порядок рассматриваются как две противоположных сущности познания и систематизации. Рассмотрена роль и место теории систематизации в иерархии научного знания дано определение понятия систематизация. Рассмотрена системная триада описания и представления системы, с выявлением сущностных компонентов системы, анализа связанности ее компонентов и существенности системы. Приведен анализ и систематизация форм умозаключений познания действительности. Определены направления систематизации в познавательной деятельности человека.

Во второй главе обоснованы принципы систематизации объектов или процессов действительности, проведен анализ и структуризация принципов систематизации объектов или процессов действительности, в том числе: целеполагания, системности, познаваемости мира, действительности, бытия.

В третьей главе предложены структурно-логические основы систематизации объектов или процессов действительности. Рассмотрены структурные аспекты систематизации объектов или процессов действительности, в том числе на базе применения: последовательных, радиальных, полносвязанных и комбинированных структур. Рассмотрена систематизация на базе применения иерархических структур, в том числе систематизация на базе применения: графов, библиографической систематизации, дескрипторной, томической и фрактальной систематизаций. Рассмотрена систематизация объектов и процессов природы с использованием логики различных представлений.

В четвертой главе рассмотрена система морфизмов как основа установления тожества (адекватности) познания мира, действительности, бытия. Проведена систематизация морфизмов на основе использования базовых бинарных отношений процессов и явлений природы. Морфизм – как основа установления адекватности объектов, процессов и явлений природы представлен морфизмами: рефлексии, толерантности, нечеткости, нестрогого предпорядка, нестрогого порядка, эквивалентности и равенства.

В пятой главе приведена систематизация методов познания действительности по двум основным направлениям базовые и комплексные методы. Систематизация универсальных базовых методов познания действительности включает методы: сравнения, обобщения, дедукции и индукции, анализа и синтеза, объединения (композиции) и разъединения (декомпозиции). Систематизация универсальных комплексных методов познания действительности включает методы: установления аналогий, идентификации, группирования, типизации, распознавания (диагностики), кластеризации, моделирования.

В шестой главе проведена систематизация основных методов для обеспечения управления объектами или процессами действительности, в том числе представлена обобщенная модель системы управления объектами или процессами действительности. Проведена классификация данных для разработки модели системы управления. Разработана обобщенная модель системы управления. Проведена систематизация методов контроля.

В седьмой главе предложены концептуальные аспекты предвидения (прогнозирования, опережающего отражения действительности). Рассмотрены методологические аспекты прогнозирования, определены основные понятия опережающего отражения действительности. Проведена обобщенная систематизация объектов предметной области прогнозирования, а также классификация методов прогнозирования. Проведена классификация методов систематизации объектов прогнозирования

Часть II. Философские аспекты систематизации. Принципы и законы познания действительности

В восьмой главе предложен новый подход к систематизации принципов и законов познания действительности. Проведено описание и системное представление принципов и законов познания, в том числе: закон классификации как базовый закон познания, основе принципов тождества и различия.

В девятой главе рассмотрен закон и принципы противоречия и отрицания, в том числе существующие подходы, структурно-логические аспекты, логико-диалектические аспекты закона противоречия и отрицания, его особенности.

В десятой главе рассмотрен закон и принципы взаимного перехода количественных и качественных изменений. Проведена интерпретация закона взаимного перехода количественных и качественных изменений – как закона развития действительности. Дана интерпретация закона взаимного перехода количественных и качественных изменений – как закона познания действительности

В одиннадцатой главе рассмотрены дополнительные законы и принципы познания, в том числе: исключенного третьего, отрицания, переходности и отрицания, достаточного основания и отрицания.

В двенадцатой главе рассмотрено Единство и взаимосвязь принципов, законов и методов познания действительности

Таким образом, систематизация, своей сути и фундаментальности стоит над всеми формами и законами познания, объединяя их в единое целое и определяя тем самым теорию познания. С одной стороны, познание можно рассматривать как диалектический непрерывно изменяющийся (развивающийся) процесс, как и процесс развития любого предмета действительности. При этом к нему применимы все принципы, законы, категории и методы диалектики, совокупность которых и позволяет проводить систематизацию объектов и процессов действительности. С другой стороны, познание можно рассматривать как относительно устойчивую и стационарную систему знаний (классификационную систему) о любом предмете или о любой предметной области действительности. При этом к нему применимы все принципы, законы, категории и методы, как формальной логики, совокупность которых и позволяет проводить классификацию объектов и процессов действительности и получать результат – классификационную систему знаний о действительности. Таким образом, логика (как формальная, так и диалектическая) и теория систематизации (классификации) между собой неразрывно связаны и представляют по существу единую науку о познании.

Монография предназначена для научных работников и специалистов, использующих в своей деятельности методы системного подхода, в том числе интересующихся вопросами анализа и систематизации объектов или процессов реальной действительности. Книга может быть полезной для преподавателей, аспирантов и студентов вузов, изучающих общие (философию, логику, классификацию) и специальные (управление, контроль, аудит) дисциплины, а также для аналитиков и специалистов-практиков в различных сферах деятельности человека (распознавание образов, диагностика, идентификация, кластер-анализ и др.).