Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

1 1 1
1
2138 KB

Смена парадигмы медицинского образования с нозоцентрической на антропоцентрическую, когда знания не цель, а способ развития личности ставит новые задачи и перед студентами, и, перед преподавателями. Передача знаний в режиме «знания – умения – навыки» не формирует определенной мыслительной активности студента, необходимой для развития готовности к последующему совершенствованию, умению перестраиваться в определенной ситуации, продолжению образования, готовность к принятию самостоятельных решений.

Совершенно очевидно, что в период реформирования российского образования необходимо помнить, что образование в целом, а медицинское в особенности, – часть национальной культуры, и что именно образование является «ключом к будущему». Основные цели медицинского образования: обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента-медика; создание условий для овладения студентами навыками проведения научных исследований и развития соответствующего стиля мышления; обеспечение овладения методологией нововведений в медицинской сфере. Все вышеперечисленное и положено авторами в основу создания представленного учебного пособия.

Необходимо помнить, что латинский язык как самостоятельная дисциплина в медицинском вузе по своим структуре, целевым установкам и профессионально-развивающим возможностям является основой изучения и использования медицинской терминологии не только в вузе, но и при последующей профессиональной деятельности, а также средством совершенствования личности будущего медика.

Впервые столкнувшись со структурой данного учебного предмета, с обилием медицинских терминов, относящихся к основным номенклатурным группам, студенты I курса, еще недостаточно владея методикой самостоятельной работы, испытывают значительные трудности при изучении латинского языка. В связи с этим возникает необходимость в создании системы изучения медицинской терминологии в курсе латинского языка для более эффективной адаптации студента к медицинскому вузу, грамотной успешной организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.

Самостоятельная работа – один из основных видов получения информации при освоении данного предмета, она способствует как повышению профессионального и общекультурного уровня, так и воспитанию волевых качеств, развитию умственных способностей, выработке настойчивости и упорства в овладении знаниями.

Данное пособие содержит три раздела ведущих терминосистем: терминологию морфологических дисциплин – анатомии и гистологии; терминологию комплекса патологической анатомии и клинических дисциплин; фармацевтическую терминологию с номенклатурой лекарственных средств. Оно построено с соблюдением принципа системно-терминологического обучения, оправдавшего себя и доказавшего свою эффективность. Пособие рассчитано на работу студентов как в аудитории с участием преподавателя, так и вне ее в процессе самостоятельных занятий латинским языком.

Включенные в пособие логико-дидактические схемы (ЛДС) позволяют охватывать материал одномоментно и представлять его в наглядной форме, возвращаться в ходе учебного занятия к любому фрагменту учебного материала, использовать его на нужном этапе учебной деятельности. Иными словами, стало возможно реализовать принцип многократного вариативного повторения как на этапе получения учебной информации, так и на этапах контроля и выполнения заданий по ЛДС.

Содержание пособия позволяет студенту в процессе изучения анатомо-гистологической терминологии (I раздел) сформировать необходимые в высшей школе навыки самостоятельной работы и стиль учебной деятельности. Особенности изложения материала в двух других разделах (клиническая и фармацевтическая терминология) представляет и преподавателю и студенту возможность выбора в зависимости от готовности студента к последующей работе.

III раздел «Фармацевтическая терминология и общая рецептура» включает краткий теоретический материал по теме «Рецепт», сборник рецептов, подобранный с учетом требований программы, и словарь, позволяющий перевести рецепты самостоятельно. Последовательная, систематическая работа с использованием этого материала поможет студентам:

– научиться грамотно писать рецепты, переводить их я русского языка на латинский и с латинского на русский;

– правильно образовывать на латинском языке наименования химических соединений (оксидов, кислот, солей);

– научиться вычленять в составе наименований лекарственных средств частотные отрезки, несущие определенную типовую информацию о лекарстве.

Раздел «Латинский язык в вопросах и ответах» помогает систематизировать знания, обобщить изученный материал, излагая его последовательно, четко, логично. Заключительные разделы пособия: Гуманитарный аспект изучения латинского языка в медицинском вузе и приложения- обращение к творческой работе в процессе изучения языка, которая расширяет культурный кругозор студента, позволяет ему применять полученные навыки в курсе изучения языка, дает возможность адаптироваться не только к учебному процессу в вузе, но и к работе в студенческом научном обществе, т.е. помогает развивать и творческие способности, и автономность личности. Эта часть пособия помогает активной, самостоятельной, автономной личности, имеющей свой собственный стиль деятельности, обратиться непосредственно к творчеству. Другими словами, у студента появляется возможность применить полученные знания на практике именно в развитии креативности. Анкеты, включены в приложения дают возможность преподавателю и студенту проверить результаты своей работы и оценить уровень креативности каждого участника педагогического процесса.

Данное учебное пособие способствует развитию умений и навыков, столь необходимых для формирования компетентности врача. Так, умение учиться развивает когнитивные навыки, способствующие приобретению новых знаний; планирование, т.е. постановка целей, составление графа логических структур, определение приоритета для выполнения работы, помогает в выборе цели и видов деятельности, определении мероприятий и конкретных сроков; умение логически мыслить позволяет оценить и выдвинуть логические аргументы с использованием как индуктивного, так и дедуктивного методов, контрастируют с традиционным обучением, где главное – запоминание и механическое заучивание.

Достаточно важным представляется владение устной, письменной и кинетической коммуникацией, а также умение слушать, читать, понимать и правильно интерпретировать смысл полученной путем поиска и отбора информации, нужной для определения проблем и принятия решений.

В должной мере интересны различные виды сотрудничества и взаимного обучения, когда неформальное и формальное наставничество и консультирование позволяет участвовать и студенту и преподавателю совместно в педагогическом процессе в целях эффективного освоения предмета.

Заслуживают внимания работа в коллективе, способствующая взаимодействию в группе, направленному на реализацию как краткосрочных целей эффективного выполнения поставленной задачи, так и долгосрочной цели формирования и развития коллектива, а также умение производить оценочные действия, т. е. оценивать как собственную работу, так и деятельность своих коллег, и, наконец, способность такого решения проблем, при котором тесно переплетаются идентификация проблемы, поиск возможных решений, анализ их последствий, выбор и осуществление альтернативы.

Названные качества формируют самостоятельную, креативную личность будущего специалиста, способного активно усваивать и применять полученные в обучении знания, умения и навыки в профессиональной деятельности.

Таким образом, при последовательной работе по предлагаемой системе у студента формируются и развиваются универсальные компетенции: познавательные, исследовательские, деятельностные и коммуникативные, которые способствуют формированию его готовности к последующему обучению и развитию профессиональной направленности.