Язык является самым ценным наследием, которое получили современные люди от предшествующих поколений. Язык народа – это его жизнь, история, развитие, будущее. Учебное пособие «Современный русский язык» разработано с учетом ФГОС стандарта в рамках дисциплин «Современный русский язык» и «Русский язык и культура речи».
Термин современный русский литературный язык употребляется в нескольких значениях:
– как обозначение системы современного русского литературного языка, т.е. совокупности норм образования и функционирования единиц русского языка (звуков, слов, словоформ, словосочетаний и предложений) на современном этапе развития;
– как название науки, которая изучает звуковую, лексическую, грамматическую системы современного русского литературного языка;
– как название учебной дисциплины, которая изучает основы науки о современном русском литературном языке.
Цель подготовленного авторским коллективом пособия связана с необходимостью овладения нормами русской литературной речи, стилями и способами речевого общения. При этом были реализованы следующие задачи:
1. систематизировать теоретические сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике.
2. познакомить с системой графики и научными основами орфографии, пунктуации русской письменной речи.
3. показать слушателям курса многообразие функций русского языка, его культурную и социальную значимость, раскрыть его красоту и богатство.
Структура работы определяется целью и задачами, поставленными перед ней. Во введении, формулируются цель, задачи курса, указываются разделы дисциплины. В представленном курсе лекций сообщаются и систематизируются сведения об особенностях процессов, лежащих в основе нормативного функционирования русского литературного языка. Тематика лекций связана с разделами языкознания: современный русский язык как предмет изучения, фонетика – область лингвистики, изучающая звуковую сторону языка, законы образования звуков и других фонетических единиц, лексикология, фразеология, лексикография, посвящены изучению словарного состава языка, его лексическому и идиоматическому фонду. В разделе словообразование, морфемика, морфология, рассматриваются общие законы и конкретные способы образования новых слов, синтаксис, понимается как наука, изучающая законы соединения и упорядочения словоформ в словосочетании и предложении.
По каждой теме разработан блок вопросов, выносимых на аудиторное изучение, в конце кратких конспектов размещены вопросы для самопроверки по представленному материалу.
Учебное пособие адресовано в первую очередь студентам-бакалаврам, магистрам, обучающимся журналистике, рекламе и связям с общественностью, сообщая им теоретически обоснованные знания о языке, формах его бытования, истории, роли в формировании человечества, о нормативном аспекте его использования, месте в культуре, духовно-нравственных традициях.
Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих современного образовательного процесса. От самостоятельной работы студента во многом зависит результативность его освоения дисциплины, поэтому студент должен серьезно отнестись к данному виду учебной деятельности. Процесс самостоятельной работы студентов предполагает максимальную индивидуализацию деятельности каждого студента и может рассматриваться одновременно и как средство совершенствования творческой индивидуальности.
Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем, при домашней подготовке.
В учебном пособии «Современный русский язык» предусмотрены следующие виды самостоятельной работы студента:
– проработка теоретического материала (конспекты лекций, основная и дополнительная литература),
– подготовка к семинарским и практическим занятиям;
– подготовка и выполнение контрольных работ.
– подготовка и выполнение тестов.
Проведение практических занятий, выполнение контрольных работ по дисциплине невозможно без предварительной самостоятельной проработки студентом лекционного теоретического и дополнительного материала. В связи с этим в работе изложены рекомендаций по самостоятельной работе студента:
Прежде чем приступать к изучению лекционного материала, основной и дополнительной литературы, необходимо уяснить суть вопроса (проблемы) по которой собирается и изучается материал.
Уяснив суть вопроса, ознакомиться с предложенным к рассмотрению материалом и подготовить тезисный, логически выстроенный конспект ответа.
Если существует несколько точек зрения по данному вопросу, необходимо выявить основные подходы к проблеме и выявить их своеобразие.
Студент должен ориентироваться в понятиях рассматриваемой темы, при необходимости можно составить глоссарий терминов.
Для более успешного освоения материала можно использовать графическое отображение информации: строить различные схемы, таблицы, графики, рисунки, передающие суть исследуемого вопроса.
При понимании тех или иных вопросов темы, студент должен уметь иллюстрировать и объяснять рассматриваемую проблему на материале конкретных примеров, ситуаций, случаев.
Практический материал, приведенные в пособии примеры предоставляют возможность по-новому взглянуть на политические, социальные, бытовые вопросы современности, осмысленно выбирать словоформы для речевой деятельности. Безусловно, работа будет интересна также всем тем, кто интересуется историей языка, изучает культурообразующие элементы лексики, коммуникативную составляющую человеческого взаимодействия.
Пособие оформлено с учетом психофизиологических особенностей восприятия печатного материала и будет полезно студентам, обучающимся по специальностям 030601 «Журналистика», 031600 «Реклама и связи с общественностью».
Благодаря языку формируется и оттачивается мысль, осуществляется общение внутри человеческого коллектива, происходит совершенствование человека. Такая важная роль языка в общественной жизни учит бережному отношению к нему, требует прочного и твердого знания его правил и законов развития.