Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

1
1
2129 KB

В учебном пособии освещаются основные проблемы лингвистической типологии и сопоставительной лингвистики, рассматриваются вопросы, исследуемые в различных разделах данных дисциплин, методика типологических и сопоставительных исследований, а также сфера интересов типологии языковых подсистем.

Учебное пособие «Типологическое и сопоставительное языкознание» представляет собой составную часть УМК по предмету, составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации и предназначено для студентов филологических и лингвистических специальностей.

Цель предлагаемого учебного пособия – помочь студентам при изучении дисциплин «Структурная и функциональная типология», «Типология разноструктурных языков», «Сопоставительное языкознание», «Контрастивная лингвистика» и аспирантам при подготовке к кандидатскому экзамену по специальности «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание», в частности дать знания об объекте и эмпирической базе лингвистической типологии и сопоставительной лингвистики, о предмете и объекте и сопоставительных исследований, выявлении лингвистических универсалий, о типологии языковых уровней, а также о задачах и методах исследования типологии, сопоставительной лингвистики.

Типологическое и сопоставительное языкознание имеет большое значение в процессе формирования и обобщения фундаментальных и прикладных знаний специалиста-языковеда, поскольку завершает цикл дисциплин по теоретической лингвистике. Она способствует осмыслению и обобщению теоретических вопросов о языке, служит целям формирования у студентов научного мышления и лингвистических компетенций, а также развития их кругозора.

Пособие включает в себя конспекты лекций по основным темам, приведенным в соответствующих разделах. Каждая тема сопровождается контрольными вопросами для самостоятельной работы студентов и списком литературы по теме. В приложении приведены хрестоматия основных трудов по типологии и сопоставительной лингвистике, словарь терминов, а также перечень вопросов для подготовки к экзаменам и лингвистические задачи для самостоятельной работы.

Источником лекционного материала послужили научные статьи из Лингвистического энциклопедического словаря (ЛЭС), энциклопедии «Кругосвет», а также конспекты научных трудов российских и зарубежных лингвистов, приведенных в списке использованной литературы.

В хрестоматии приведены труды, обязательные для штудирования и конспектирования.

Словарь включает в себя также статьи из разных словарей, в основном из ЛЭС, энциклопедии «Кругосвет» и БСЭ, словаря лингвистических терминов О.С. Ахмановой. Статьи даются практически без сокращений (за редким исключением), чтобы читатель мог получить все необходимые сведения о предмете.

Пособие включает в себя конспекты лекций, каждая тема сопровождается контрольными вопросами для самостоятельной работы студентов и списком литературы по теме. В приложении приведены хрестоматия основных трудов по типологии сопоставительному языкознанию и краткий словарь терминов, а также перечень вопросов для подготовки к экзаменам.

Студентам предлагается внимательно изучить текст лекций и ответить на контрольные вопросы, которые помогут при подготовке к промежуточному (тестовые задания) и итоговому контролю (экзамен). Труды известных типологов, приведенные в хрестоматии, позволят выполнить самостоятельную работу быстро и качественно. Краткий словарь терминов по типологии способствует более быстрому усвоению темы. Лингвистические задачи способствуют выработке навыков логического мышления и понимания основ структурной типологии.

Пособие предназначено для студентов и аспирантов филологических факультетов.

Учебное пособие по дисциплине «Типологическое и сопоставительное языкознание» представляется своевременным и актуальным также в связи с функционированием в РТСУ аспирантуры по специальности «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание» и из-за наблюдаемого дефицита учебных пособий по данной дисциплине.