В учебном пособии представлен маркетинг как система хозяйствования, ориентированная на рынок, на потребителя, на изучение его запросов и интересов.
В рамках современной концепции маркетинга рассмотрены сущность, виды, методы и функции маркетинга; сделан акцент на понятии и структуре маркетингового комплекса; в логически выстроенной последовательности излагаются роль и значение системы маркетинговой информации в деятельности современного предприятия; рассмотрены этапы и методы маркетинговых исследований; уделено особое внимание проблемам измерения и прогнозирования спроса в современных условиях рынка.
В пособии отражена тема, посвященная вопросам организации маркетинга на предприятии, включающая различные типы организационных структур службы маркетинга, а также основные принципы и структурные подразделения, созданные в рамках этих служб.
Отдельный большой раздел представлен темой «Товар в системе маркетинга». Здесь нашли отражение и раскрыты вопросы, освещающие классификацию товаров, товарную политику организации, этапы жизненного цикла товара.
Иллюстрационными материалами (графиками и рисунками) изобилует тема, посвященная ценообразованию в системе маркетинга. Значительное внимание уделяется факторам, этапам, методам и стратегиям ценообразования.
Понятие, виды и особенности рынка услуг представлены в теме «Маркетинг услуг». Методы выхода на внешний рынок, среда и структура международного маркетинга с конкретными практическими примерами рассмотрены в главе «Международный маркетинг».
Завершает учебное пособие тема, рассматривающая вопросы планирования, стимулирования и оценки системы продвижения продукции (товара) фирмы.
Пособие может быть использовано студентами не только в процессе изучения дисциплин «Маркетинг» и «Основы маркетинга», но и при подготовке дипломных, курсовых, контрольных работ и рефератов. Преподавателям учебное пособие может помочь при планировании соответствующих курсов чтения лекций и проведения практических занятий.
Руководители и практики различного уровня могут использовать данное учебное пособие для организации более эффективной работы маркетинговых служб и отделов, а также для освоения различных элементов современных маркетинговых концепций.
В конце пособия представлен краткий терминологический словарь, содержащий основные термины в рамках изучаемого курса. Также приводится список рекомендуемой литературы по дисциплине, содержащий основные и дополнительные литературные источники.