Исследование посвящено феномену перехода к новым способам организации хозяйства и общества. В логике научного подхода переход обычно рассматривается как фаза или этап в развитии предыдущей формы, однако в таком исследовательском подходе проявляются совсем не безобидные ограничения научного метода к общественным явлениям, что, в конечном счёте, не позволяет организовать в стране эффективное разворачивание инновационного тренда.
В работе рассматривается организационно-методологический комплекс вопросов формирования основ инновационной экономики как условия и способа перехода хозяйства к новой организационной форме. Исследованием утверждается, что реальные изменения в экономике возможны при условии, если они опираются на изменения способа организации новой активности как специфической позиции нового субъекта хозяйства (инновационной экономики). Эти изменения начинаются в переходе к новой форме с акцентуацией внимания на непродуктивность способов организации субъекта, используемых ранее, и начинают существовать в новой форме экономики без изменения её новой сущности. Этим подчёркивается роль и значение перехода как явления (феномена) новой сущности, не продуцируемого старой формой или её развивающего, а становящегося этой новой сущностью.
Исследовательский подход, в основе которого в качестве базового процесса взят процесс становления, а не процесс развития, как это устоялось в теории и практике хозяйственных и общественных изменений, является новым. Теоретико-методологическая проработка оппозиции этих процессов и практико-ориентированный характер инновационной инициативы, осуществляемый на материалах сферы жилья в Байкальском регионе, подтверждают правомерность представляемого подхода, предлагающего единую организационную основу для формирования инновационной активности (инноватора) и продукта его новой деятельности. Применительно к строительству такой новой сферой становится сфера производства и потребления жилья, а тип инновационной активности разворачивается на единице действия (активности), способной к изменению собственных инструментов организации мышления и действия в среде своего нового жизнеустройства. Такое качество активности в сфере жилья может быть привнесено ключевым участником сферы – её новым потребителем как носителем способа организации инновационных изменений, вырабатываемого им на основе самоорганизации; замыкающего воспроизводственный цикл инноватики на потреблении продукции; осознающего собственную активность и необходимость смены ее типа; осуществляющего самостоятельную выработку инструментов организации в новых условиях. В традиционных структурах совершенствования экономической деятельности процессы подготовки профессионального и кадрового состава и собственно экономических преобразований протекают отдельно и обслуживаются разными отраслями знания. Организационный подход к инновационной разработке, где инноватор и инновация формируются совместно, по принципу «одно за счёт другого», обеспечивает синергический эффект новизны и объекта, и субъекта инновации. Характер такого рода совместности так же обусловливает «культурный консерватизм» в устройстве хозяйства и общества, устойчивость вырабатываемых новых форм и их распространение без искажений, являющихся часто источником манипуляций, снижения эффективности и девальвации сути перемен.
Предлагаемый способ инновационных преобразований опирается на выделенную автором организационную сущность инновационной экономики и ее базовое понятие «инновационная организация». Они позволили инструментализировать процесс взаимодействия инноватора с будущим, который заключается в том, что инновация производит будущее «сама из себя», а не из прошлого, его предметов и форм, а по сути – их отрицая.
Предлагается новый инструмент становления инновационной активности с включением элементов деятельностной игры (в разработке системодеятельностного подхода Г.П. Щедровицким). Течением игры затрагиваются два типа преобразований, различных по своей природе, и этим принципиально отличающегося от монообъектных преобразований научной классики. Первый тип преобразований обеспечивает трансформацию системы, происходящей в условиях интенсивной новизны; второй – естественно-эволюционный характер становления нового типа активности. Процесс смены инструментов действия становящейся активности имитируется в режиме реального времени, чем апробируется формат действия активности в новых условиях, и что позволяет приблизить эффект сложных преобразований сферы, носящих обычно отложенный характер.
Исследовательский результат проблемы инновационных преобразований экономики (хозяйства), в виде выделения единой организационной основы субъекта и объекта преобразований, позволил вскрыть несогласованность в положениях теории переходных экономических процессов и форм деятельности, связанных с учетом взаимосвязи объекта и субъекта изменений, и предложить структурировать переход в экономике, представляя его не только как «процесс» (смена субъектом инструментов своих действий с фиксацией его результата), но и как «место» (осуществление субъектом конкретных действий по изменениям существующего порядка). Предложение реализовано в виде методических положений по переходу сфер экономики на уровень инновационной организации, моделирования условий становления и проявления нового типа потребительской активности в сфере жилья на экспериментальной основе, разработки модели потребительской активности в сфере жилья и др. В специфической связанности трёх частей исследования: теоретико-методологической, методической и реализационной – разработан междисциплинарный организационный модуль, представляющий собой совокупность условий становления нового типа активности, способной деятельно включаться в преобразования инновационного типа, где инновация – не вещь, а способ захвата различных сфер жизни и деятельности людей, создающего новые «миры-экономики».
Организация способности осуществления инноватики в настоящее время, когда всё более укореняется мировой тренд преобразований хозяйства и общества на инновационной основе, практически превращается в виртуальный сектор экономики. Он практически не требует денег. Во всяком случае их масштаб несоизмерим с «вещным» компонентом экономики. В то же время новая организация активности (инновационная) является долгосрочной предпосылкой для преобразований инновационного характера, поскольку он происходят на «микроуровне», «здесь и теперь», в ближайшем круге участников преобразований, и в этом смысле становится символом непосредственно продуктивных преобразований, что особенно актуально для кризисного состояния экономики. Усилиями автора и подготовленной им команды новый тип активности начал культивироваться на профессиональных и образовательных площадках Байкальского региона, тем самым способствуя выработке инновационного потенциала региона.
Рекомендуется теоретикам и практикам совершенствования сфер экономики, соразмерного задачам их инноватизации, организаторам смены способов действий персонала предприятий, организациям и лицам, принимающих решения по смене существующих трендов в развитии крупных хозяйственных образований, а так же при выработке инновационной компетенции выпускников высшей школы.
Исследование выполнено в рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет».