Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

1 1 1
1
2090 KB

Печатается по решению учебно-методического комиссии Экономического отделения Набережночелнинского филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», протокол № 5 от 20 октября 2014 г.

XXI век характеризуется глобальными изменениями, происходящими в экономике, науке, технике, технологии. Отличительной чертой современного мирового экономического развития является формирование в развитых странах мира информационного общества, основой которого является производство услуг. Сердцевину производства услуг составляют образовательные услуги, развитие личности и формирование нового знания. В качестве ведущего фактора экономического роста и обеспечения экономического равновесия хозяйственной системы выступает ИТ-образование.

Успехи мировых лидеров в завоевании международных рынков, выпуске конкурентоспособной продукции связаны с наличием в этих странах высококвалифицированных специалистов, подготовленных системой образования. Прогресс общества невозможен без непрерывного инвестирования в сферу образования. Даже, когда экономическое развитие выглядит благополучным, инвестирование должно осуществляться на должном уровне, иначе вследствие быстрого устаревания знаний страна будет отброшена назад. Традиционное образование являлось предметом изучения педагогики, социологии, психологии, философии, истории. Среди наук рассматривается ресурсное обеспечение ИТ-образования, рассматривающее специфику ИТ-сферы и отношений внутри образования. С изменением роли образования в современном мире требуется изучения его, прежде всего с точки зрения изучения ресурсного обеспечения.

Важнейшим условием реализации образовательного процесса является учебно-методическое, информационное и библиотечное обеспечение программ подготовки бакалавров, роль которого особенно велика при очной, очно-заочной и заочной формах обучения. Авторы уделяют большое внимание этой проблеме и последовательно решают ее, обеспечивая студентов:

• учебно-контрольными материалами на учебный год или на каждый семестр с программами дисциплин, рекомендуемой литературой, фондами контрольных вопросов, требованиями по усвоению знаний и др.;

• рабочими программами, учебно-методическими пособиями;

• фондовыми лекциями (лекции по отдельным темам, оригинальный взгляд на проблему);

• учебными пособиями (конспективное изложение курсов);

• методическими рекомендациями по написанию курсовых и дипломных работ, рефератов, прохождению практик;

• материалами к итоговой аттестации выпускников (для подготовки к квалификационному экзамену, выполнения и защиты дипломной работы);

дидактическим обеспечением:

• банк контрольных заданий, тестов для бакалавров в ИТ-сфере;

• дидактические пособия по учебной дисциплине (аудио, видеоматериалы, компьютерные программы, слайды, раздаточный материал);

• тематики реферативных работ;

• тематики курсовых работ.

Ресурсное обеспечение по профилю «Прикладная информатика в экономике», представленное в пособии УМК по дисциплинам содержит учебно-программную и учебно-методическую документацию, способствует четкой организации преподавания изучаемого предмета и успешному усвоению образовательного материала студентами.

Методические рекомендации – это рекомендации к выполнению какой-либо работы, последовательности действий. Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию). Т.е. в методических рекомендациях описывают, рекомендуют – как лучше или как правильнее выполнять некую методику, последовательность действий.

Методические рекомендации разнохарактерные и ориентированы на оказание методической помощи руководителям структурных подразделений образовательного учреждения, организаторам учебно-воспитательной и научно-методической работы, преподавателям для использования в их практической деятельности и студентам.

Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины – это совокупность учебно-программной и учебно-методической документации. УМК способствует четкой организации преподавания изучаемого предмета и успешному усвоению образовательного материала студентами. Основными целями и задачами УМК являются оказание помощи студенту в самостоятельном изучении теоретического материала; контроль знаний студента (самоконтроль, текущий контроль и промежуточная аттестация); методическое сопровождение организации всех видов занятий, практик. Использование опорных конспектов, тестовых заданий, схем, проблемно-ситуационных задач, логико-дидактических структур улучшает организацию работы студентов на учебном занятии и позволяет преподавателю решать поставленные педагогические задачи и использовать разнообразные методы для активизации учебного процесса.

Сборники заданий в тестовой форме разработаны преподавателями для самостоятельной подготовки студентов к экзамену, зачету. Задания в тестовой форме составлены в соответствии с действующими учебными планами по всем дисциплинам и требованиями ФГОС ВПО и ВО к содержанию и уровню подготовки бакалавров ИТ-сферы.

Электронные обучающие ресурсы – это программно-методические комплексы, обеспечивающие возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить тему учебного курса или его раздел.

Электронные обучающие ресурсы максимально облегчают понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую, зрительную (связанную с движением предметов) и эмоциональную память.

Практическая значимость пособия заключается в том, что разработаны учебные программы и методические материалы, содержащие теоретические сведения и практические задания, технологические материалы, методические рекомендации, задания для самостоятельной работы и контрольные вопросы для самопроверки по дисциплинам профессионального блока учебного плана направления 230700.62 Прикладная информатика, реализующих профессионально-технологическую направленность обучения. Несомненно, оно окажется полезным как для вчерашних школьников, так учителям-предметникам.

Логика построения книги позволяет сделать ее универсальным учебным пособием. Материал дан на высоком методическом и научном уровне, доходчиво и четко. Разработано для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Прикладная информатика в экономике», однако может быть, полезно и учителям информатики и математики.