Основное содержание Концепции модернизации российской системы образования включает подготовку (рис. 1):
• «…квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда,
• компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности,
• способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов,
• готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности…».
Рис. 1. Требования и критерии качества подготовки выпускников вузов согласно Концепции модернизации российской системы образования
Реализует концепцию государственная политика в области образования, выполнение которой направлено на (рис. 2):
• формирование системы непрерывного образования … на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности, … подготовки и переподготовки профессиональных кадров….;
• обеспечение инновационного характера базового образования на основе...взаимосвязи академических знаний и практических умений.
Рис. 2. Составляющие государственной политики в области образования
Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества – стратегическая цель государственной политики в области образования. Одной из приоритетных задач, требующих решения для достижения поставленных в Концепции модернизации российской системы образования целей, является «формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей…» и «создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения, распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ, вхождение в международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений».
Место независимой общественно-профессиональной аккредитации в комплексе других методов и средств обеспечения и гарантии качества образования вместе с присущими им достоинствами и недостатками определяют области их предпочтительного применения.
1. Состав и структура методов и средств обеспечения и гарантии качества образования
В настоящее время эффективность системы образования и достижение поставленных целей призваны обеспечить государственные и негосударственные методы и средства обеспечения и гарантии качества образования (рис. 3).
Исходя из сформулированных в Концепции и государственной политике в области образования направлений деятельности по созданию системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения и распространению практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ, целесообразно рассмотреть результаты накопленного в Российском и Европейском образовательном пространстве опыта по обеспечению и гарантии качества образования «негосударственными», т.е. т.н. независимыми методами и средствами. Наиболее распространенными, имеющими результаты своей деятельности и уже себя зарекомендовавшими являются:
1. Конкурс Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования»;
2. Системы менеджмента качества в соответствии с ISO 9001 (и их сертификация);
3. Премия Правительства РФ в области качества;
4. Общественно-профессиональная (профессионально-общественная) аккредитация (образовательных программ и институциональная аккредитация);
5. Аттестация внутривузовских систем обеспечения и гарантии качества (на соответствие Типовой модели обеспечения и гарантии качества);
6. Сертификация профессиональных компетенций;
7. Сертификация программ дополнительного образования.
Рис. 3. Структура и состав основных методов обеспечения качества образования
Представленные методы и средства (рис. 3) неравнозначны по своим целям и задачам, а также по эффективности в решении задачи управления качеством образования. Основная причина различной их эффективности заключается в том, что не все из методов и подходов содержат полный набор этапов в цикле управления, и потому не отвечают в полной мере требованиям системного подхода к обеспечению качества конечного результата, т.е. образования, посредством обеспечения качества всех его составляющих [1-7]. Эффективная же система управления качеством любого вида деятельности, продукций, услуг или в данном случае – образовательной деятельности, а также оценка ее результатов должна включать такие этапы как: формулирование целей в области качества, планирование их достижения, обеспечение, управление, постоянное улучшение, мониторинг, корректирующие и предупреждающие действия, управление рисками и др. [8-10].
2. Сравнительный анализ систем и методов обеспечения качества образования
Сравнение рассмотренных выше подходов, систем, методов и средств обеспечения и гарантии качества образования по основным их особенностям представлены в виде результатов SWOT-анализа, выявляющего сильные и слабые стороны, угрозы и возможности каждого из них для применения и определения целесообразности и направления последующего развития (таблица).
SWOT-анализ систем обеспечения и гарантии качества образования
Наименование системы обеспечения и гарантии качества образования |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Угрозы |
Возможности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
СМК по ISO 9001 |
1. Возможность построения саморазвивающейся системы обеспечения и гарантии качества образования и ее трансформации при развитии на основе сформированного механизма постоянного улучшения в систему обеспечения устойчивого успеха и систему устойчивого развития. 2. Сопряженность с другими СМК в смежных видах деятельности – научно-исследовательской, производственной. 3. Признание сертификата соответствия во всем мире. |
Необходимость адаптации к образовательной деятельности на основе подготовки специалистов по менеджменту качества из среды АУП, ППС и УВП, а также глубокого понимания принципов менеджмента качества и содержания стандартов качества. |
Неприятие образовательными учреждениями СМК по ISO 9001 по формальным признакам: нераспространение стандартов качества на образовательную деятельность. Формальное поддержание деятельности СМК без стремления к повышению результативности и эффективности. Непонимание значения и роли СМК руководством и сотрудниками вуза по причине неинформированности. Снижение степени востребованности СМК по причине немотивированности в ее разработке и развитии. |
Постоянное развитие на основе механизма сертификации и актуализации документов СМК внутреннего и внешнего происхождения (ISO 9000, ISO 9001, ISO 9004, в частности), трансформации в интегрированную систему менеджмента. |
Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ |
1. Адаптированность требований к образовательной деятельности. 2. Всесторонний анализ образовательного процесса и его результатов. |
Ограниченная сфера признания результатов аккредитации. Отсутствие механизма постоянной поддержки образовательного учреждения в своем развитии. |
Вероятность снижения востребованности по причине немотивированности к ее обращению со стороны вузов как к инструменту обеспечения и гарантии качества образования. |
Взаимное признание результатов аккредитации различными аккредитационными независимыми центрами в России и в мире на основе разработки единых требований, критериев, правил и процедур аккредитации. |
Модель конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» |
1. Оценка вуза по потенциалу и его реализации. 2. Использование механизма самооценки – высшей формы доверия и ответственности в менеджменте. 3. Всестороння экспертиза деятельность вуза методом бенчмаркинга в сопоставлении с высшими достижениями и практиками на момент экспертной оценки. |
Отсутствие механизма постоянного улучшения и систематического сопровождения вуза в его развитии. Признание результатов в пределах системы образования России. Целесообразность участия в конкурсе вузов, достигших высших позиций по шкале зрелости в менеджменте качества. Предпочтительность участия вузов, прошедших стадию разработки и внедрения СМК. |
Вероятность снижения востребованности по причине немотивированности к ее обращению со стороны вузов как к инструменту обеспечения и гарантии качества образования. |
Расширение числа участников за счет активного их вовлечения в работы по качеству образования. Развитие системы показателей и критериев для оценки потенциала и эффективности его реализации образовательным учреждением. |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Типовая модель внутривузовской системы обеспечения и гарантии качества образования |
1. Адаптированность системы менеджмента качества к сфере образования. 2. Наличие разработанных шаблонов документов системы – карт процессов, процедур. 3. Построение на основе стандарта ISO 9001 и стандартов и директив ENQA. |
Ограниченная сфера признания результатов аккредитации внутривузовской системы обеспечения и гарантии качества образования. Отсутствие установленного и принятого в международном образовательном пространстве единого механизма установления соответствия и оценки эффективности и систем управления в образовательных учреждениях – сертификации. |
Вероятность снижения востребованности по причине немотивированности к ее обращению со стороны вузов как к инструменту обеспечения и гарантии качества образования в случае снижения активности или прекращения деятельности межвузовского центра на базе СПбГЭТУ по сопровождению внедрения типовой модели СК ОУ. |
Возможность активизации и расширения сферы деятельности с выходом в международное образовательное пространство и признание результатов аккредитации СК ОУ. |
Послевузовская сертификация профессиональных компетенций |
Эффективность механизма непрерывной актуализации профессиональных компетенций выпускников образовательных учреждений. |
Узковедомственный и узкопропрофессиональный характер деятельности систем и органов по сертификации профессиональных квалификаций в настоящее время. Отсутствие единой нормативно-правовой базы сертификации профессиональных компетенций и единых механизмов сертификации. Ограниченная область признания результатов сертификации. Отсутствие механизмов мотивации и стимулирования для обращения к сертификация профессиональных компетенций как к инструменту системы управления компетентностью. |
Вероятность снижения активности существующих органов по сертификации профессиональных компетенций (квалификаций), а также прекращения деятельности по созданию новых по различным направлениям профессиональной деятельности в случае отсутствия востребованности и признания результатов их деятельности. |
Возможность развития на основе разработки профессиональных образовательных стандартов, нормативно-правовой базы, методов сертификации, востребованности и признания результатов. |
Сертификация программ дополнительного профессионального образования |
Эффективность механизма подготовки и актуализации профессиональных компетенций производственного персонала предприятий с начальным и средним профессиональным образованием. |
Узковедомственный и узкопропрофессиональный характер деятельности систем и органов по сертификации профессиональных квалификаций в настоящее время. Отсутствие единой нормативно-правовой базы сертификации профессиональных компетенций и единых механизмов сертификации. Ограниченная область признания результатов сертификации. Отсутствие механизмов мотивации и стимулирования для обращения к сертификация профессиональных компетенций как к инструменту сбалансированного обеспечения и управления компетентностью производственного персонала. |
Отсутствие (за редким исключением) разработанных и внедренных в практическую деятельность программ дополнительного профессионального образования |
Разработка, внедрение и сертификация программ дополнительного профессионального образования для подготовки по ним производственный персонал предприятий. |
3. Перспективы развития систем и методов обеспечения качества образования
Из рассмотренных подходов и моделей систем обеспечения качества образования наиболее интенсивно и постоянно развивающейся является система менеджмента качества по модели ISO 9001 благодаря и заложенному в нем принципу постоянного улучшения, и одному из принципов стандартизации – динамичности, заключающемуся в периодическом пересмотре самого стандарта, внесении изменений, пересмотре и/или отмене его отдельных положений, т.е. – в актуализации устанавливаемым стандартом требований к СМК. Очередная редакция стандарта ISO 9001, внедрение которого ожидается в 2016-м году, содержит ряд значительных изменений по сравнению с относительно незначительными изменениями в двух ему предшествующих редакциях и по степени своей «радикальности» может сравниться с редакцией 2000-го года, сменившей т.н. элементный подход к СМК на процессный. Как и предшествующие ему редакции, ISO 9001:2015 позиционируюется как инструмент для управления процессами, достижения понимания и удовлетворения требований потребителя, создания ценности и управления постоянными улучшениями. Для СМК образовательного учреждения – это сигнал к переориентации своих политики и целей на более масштабные достижения, лидерство в своей сфере деятельности – в «своих» направлениях подготовки выпускников, и научных исследованиях и разработках.
Перспективы развития профессионально-общественной аккредитации связаны, прежде всего, с расширением круга образовательных учреждений и органов управления образованием, признающих и использующих аккредитацию и ее результаты как эффективное средство обеспечения качества образования и к ней обращающихся для своего развития. Не менее значимым для усиления роли профессионально-общественной аккредитации не только как инструмента оценки и констатации состояния уровня образования по той или иной образовательной программе, но и как средства управления качеством образования, мог бы стать дополняющий ее механизм постоянного улучшения аккредитованной программы в форме, например, ее учебно-методического сопровождения и актуализации.
Перспективы развития Модели конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» связаны, прежде всего, с трансформациями в Европейской и Российской моделях конкурсов. Не менее значимыми влияющими факторами являются возможные изменения в законодательстве в сфере образования, новые образовательные стандарты, подходы к оценке качества образования и деятельности образовательных учреждений. В качестве ожиданий и рекомендаций в интересах развития Модели конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» можно рассмотреть возможность структурирования Модели по направлениям деятельности образовательных учреждений и их выпускников и разработки вариантов для, например, технических, экономических, юридических, медицинских вузов. Кроме увеличения числа участников, такое «разветвление» Модели позволило бы глубже проникнуть в специфику профессиональной подготовки выпускников образовательных программ, учесть и особым образом особенности уникальных процессов формирования профессиональных компетенций в различных направлениях образовательной деятельности.
Типовая модель внутривузовской системы обеспечения и гарантии качества образования, в основе которой методы менеджмента качества, положения стандарта ISO 9001, стандарты и директивы для агентств гарантии качества в высшем образовании на территории Европы, как инструмент реализации государственной политики в области образования, в своем развитии последует за трансформацией в их содержании.
Послевузовская сертификация профессиональных компетенций чтобы стать не только эффективным, но и востребованным механизмом управления качеством и профессионализмом профессиональных компетенций выпускников вузов и специалистов предприятий через их постоянную актуализацию в своем развитии должна преодолеть узковедомственный и узкопропрофессиональный характер организации деятельности систем и органов по сертификации профессиональных квалификаций, существующий в настоящее время. Для этого потребуется создание организационных основ и единой нормативно-правовой базы системы сертификации профессиональных компетенций и единых правил и процедур сертификации, методов оценки, признания результатов.
Подобно этому сертификация программ дополнительного профессионального образования сможет стать эффективным и универсальным инструментом подготовки и актуализации профессиональных компетенций промышленно-производственного персонала предприятий с начальным и средним профессиональным образованием при условии преодоления ведомственного характера деятельности систем и органов по сертификации на основе разработки и принятия единой нормативно-правовой базы и единых механизмов сертификации.
Заключение
Разнообразие методов и подходов к управлению качеством образования всех уровней в сочетании с государственными формами его обеспечения обусловливают успешность реализации государственной политики в области образования. Вместе с тем, такое многообразие выбор той или иной модели системы управления качеством требует понимания особенностей каждой из них и оценки эффективности ее применения для реализации образовательным учреждением выбранной им стратегии своего развития. В связи с этим следует отметить повышение значимости стратегии образовательного учреждения как средства осуществления государственной политики в области образования, сформулированной в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.
Планирование разработки системы оценки качества и формирование нового отношения к качеству образования предполагает также и совершенствование, развитие или разработку новой более эффективной системы обеспечения качества образования. При этом, роль и место оценки качества – один из заключительных этапов всей системы обеспечения и гарантии качества образования. В настоящее время в обеспечении качества образования используются различные подходы, объединяющим признаком большинства из которых является акцентирование усилий на процедурах контроля и оценки результатов образовательного процесса. В первую очередь это относится к государственным методам и средствам – лицензированию и аккредитации. Наиболее перспективным при этом представляется объединение в различных сочетаниях и пропорциях рассмотренных выше инструментов качества, открывающее возможность получения от их сложения новых форм образовательного процесса и нового синергетического эффекта в интересах эффективного управления качеством образования, обеспечения его конкурентоспособности и устойчивого развития и образовательных учреждений и системы образования в целом [32-33].