Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

COMPARATIVE ANALYSIS OF QUALITY ASSURANCE SYSTEMS EDUCATION

Sidorin A.V. 1 Sidorin V.V. 1
1 Moscow technological university
2218 KB
Now, the quality of education in Russia is provided by a set of methods and tools with the ability to attract so-called «Independent» methods of quality management. In this paper, the well-known «independent» methods of quality assurance of education are considered. Carried out a comparative analysis, assessed the prospects for their development and application possibilities. The results of comparative analysis and assessment of the prospects of development of the educational institution will allow choosing the most appropriate one to meet the challenges of quality assurance in the specific context of their activities.
quality of education
quality management system certification
public and professional accreditation
standard model

Основное содержание Концепции модернизации российской системы образования включает подготовку (рис. 1):

• «…квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда,

• компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности,

• способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов,

• готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности…».

sidor.tiff

Рис. 1. Требования и критерии качества подготовки выпускников вузов согласно Концепции модернизации российской системы образования

Реализует концепцию государственная политика в области образования, выполнение которой направлено на (рис. 2):

• формирование системы непрерывного образования … на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности, … подготовки и переподготовки профессиональных кадров….;

• обеспечение инновационного характера базового образования на основе...взаимосвязи академических знаний и практических умений.

sidor2.tiff

Рис. 2. Составляющие государственной политики в области образования

Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества – стратегическая цель государственной политики в области образования. Одной из приоритетных задач, требующих решения для достижения поставленных в Концепции модернизации российской системы образования целей, является «формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей…» и «создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения, распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ, вхождение в международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений».

Место независимой общественно-профессиональной аккредитации в комплексе других методов и средств обеспечения и гарантии качества образования вместе с присущими им достоинствами и недостатками определяют области их предпочтительного применения.

1. Состав и структура методов и средств обеспечения и гарантии качества образования

В настоящее время эффективность системы образования и достижение поставленных целей призваны обеспечить государственные и негосударственные методы и средства обеспечения и гарантии качества образования (рис. 3).

Исходя из сформулированных в Концепции и государственной политике в области образования направлений деятельности по созданию системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения и распространению практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ, целесообразно рассмотреть результаты накопленного в Российском и Европейском образовательном пространстве опыта по обеспечению и гарантии качества образования «негосударственными», т.е. т.н. независимыми методами и средствами. Наиболее распространенными, имеющими результаты своей деятельности и уже себя зарекомендовавшими являются:

1. Конкурс Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования»;

2. Системы менеджмента качества в соответствии с ISO 9001 (и их сертификация);

3. Премия Правительства РФ в области качества;

4. Общественно-профессиональная (профессионально-общественная) аккредитация (образовательных программ и институциональная аккредитация);

5. Аттестация внутривузовских систем обеспечения и гарантии качества (на соответствие Типовой модели обеспечения и гарантии качества);

6. Сертификация профессиональных компетенций;

7. Сертификация программ дополнительного образования.

sidor3.tiff

Рис. 3. Структура и состав основных методов обеспечения качества образования

Представленные методы и средства (рис. 3) неравнозначны по своим целям и задачам, а также по эффективности в решении задачи управления качеством образования. Основная причина различной их эффективности заключается в том, что не все из методов и подходов содержат полный набор этапов в цикле управления, и потому не отвечают в полной мере требованиям системного подхода к обеспечению качества конечного результата, т.е. образования, посредством обеспечения качества всех его составляющих [1-7]. Эффективная же система управления качеством любого вида деятельности, продукций, услуг или в данном случае – образовательной деятельности, а также оценка ее результатов должна включать такие этапы как: формулирование целей в области качества, планирование их достижения, обеспечение, управление, постоянное улучшение, мониторинг, корректирующие и предупреждающие действия, управление рисками и др. [8-10].

2. Сравнительный анализ систем и методов обеспечения качества образования

Сравнение рассмотренных выше подходов, систем, методов и средств обеспечения и гарантии качества образования по основным их особенностям представлены в виде результатов SWOT-анализа, выявляющего сильные и слабые стороны, угрозы и возможности каждого из них для применения и определения целесообразности и направления последующего развития (таблица).

SWOT-анализ систем обеспечения и гарантии качества образования

Наименование системы обеспечения и гарантии качества образования

Сильные стороны

Слабые стороны

Угрозы

Возможности

1

2

3

4

5

СМК по ISO 9001

1. Возможность построения саморазвивающейся системы обеспечения и гарантии качества образования и ее трансформации при развитии на основе сформированного механизма постоянного улучшения в систему обеспечения устойчивого успеха и систему устойчивого развития.

2. Сопряженность с другими СМК в смежных видах деятельности – научно-исследовательской, производственной.

3. Признание сертификата соответствия во всем мире.

Необходимость адаптации к образовательной деятельности на основе подготовки специалистов по менеджменту качества из среды АУП, ППС и УВП, а также глубокого понимания принципов менеджмента качества и содержания стандартов качества.

Неприятие образовательными учреждениями СМК по ISO 9001 по формальным признакам: нераспространение стандартов качества на образовательную деятельность.

Формальное поддержание деятельности СМК без стремления к повышению результативности и эффективности.

Непонимание значения и роли СМК руководством и сотрудниками вуза по причине неинформированности.

Снижение степени востребованности СМК по причине немотивированности в ее разработке и развитии.

Постоянное развитие на основе механизма сертификации и актуализации документов СМК внутреннего и внешнего происхождения (ISO 9000, ISO 9001, ISO 9004, в частности), трансформации в интегрированную систему менеджмента.

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ

1. Адаптированность требований к образовательной деятельности.

2. Всесторонний анализ образовательного процесса и его результатов.

Ограниченная сфера признания результатов аккредитации.

Отсутствие механизма постоянной поддержки образовательного учреждения в своем развитии.

Вероятность снижения востребованности по причине немотивированности к ее обращению со стороны вузов как к инструменту обеспечения и гарантии качества образования.

Взаимное признание результатов аккредитации различными аккредитационными независимыми центрами в России и в мире на основе разработки единых требований, критериев, правил и процедур аккредитации.

Модель конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»

1. Оценка вуза по потенциалу и его реализации.

2. Использование механизма самооценки – высшей формы доверия и ответственности в менеджменте.

3. Всестороння экспертиза деятельность вуза методом бенчмаркинга в сопоставлении с высшими достижениями и практиками на момент экспертной оценки.

Отсутствие механизма постоянного улучшения и систематического сопровождения вуза в его развитии.

Признание результатов в пределах системы образования России. Целесообразность участия в конкурсе вузов, достигших высших позиций по шкале зрелости в менеджменте качества. Предпочтительность участия вузов, прошедших стадию разработки и внедрения СМК.

Вероятность снижения востребованности по причине немотивированности к ее обращению со стороны вузов как к инструменту обеспечения и гарантии качества образования.

Расширение числа участников за счет активного их вовлечения в работы по качеству образования. Развитие системы показателей и критериев для оценки потенциала и эффективности его реализации образовательным учреждением.

Окончание табл.

1

2

3

4

5

Типовая модель внутривузовской системы обеспечения и гарантии качества образования

1. Адаптированность системы менеджмента качества к сфере образования.

2. Наличие разработанных шаблонов документов системы – карт процессов, процедур.

3. Построение на основе стандарта ISO 9001 и стандартов и директив ENQA.

Ограниченная сфера признания результатов аккредитации внутривузовской системы обеспечения и гарантии качества образования.

Отсутствие установленного и принятого в международном образовательном пространстве единого механизма установления соответствия и оценки эффективности и систем управления в образовательных учреждениях – сертификации.

Вероятность снижения востребованности по причине немотивированности к ее обращению со стороны вузов как к инструменту обеспечения и гарантии качества образования в случае снижения активности или прекращения деятельности межвузовского центра на базе СПбГЭТУ по сопровождению внедрения типовой модели СК ОУ.

Возможность активизации и расширения сферы деятельности с выходом в международное образовательное пространство и признание результатов аккредитации СК ОУ.

Послевузовская сертификация профессиональных компетенций

Эффективность механизма непрерывной актуализации профессиональных компетенций выпускников образовательных учреждений.

Узковедомственный и узкопропрофессиональный характер деятельности систем и органов по сертификации профессиональных квалификаций в настоящее время. Отсутствие единой нормативно-правовой базы сертификации профессиональных компетенций и единых механизмов сертификации. Ограниченная область признания результатов сертификации. Отсутствие механизмов мотивации и стимулирования для обращения к сертификация профессиональных компетенций как к инструменту системы управления компетентностью.

Вероятность снижения активности существующих органов по сертификации профессиональных компетенций (квалификаций), а также прекращения деятельности по созданию новых по различным направлениям профессиональной деятельности в случае отсутствия востребованности и признания результатов их деятельности.

Возможность развития на основе разработки профессиональных образовательных стандартов, нормативно-правовой базы, методов сертификации, востребованности и признания результатов.

Сертификация программ дополнительного профессионального образования

Эффективность механизма подготовки и актуализации профессиональных компетенций производственного персонала предприятий с начальным и средним профессиональным образованием.

Узковедомственный и узкопропрофессиональный характер деятельности систем и органов по сертификации профессиональных квалификаций в настоящее время. Отсутствие единой нормативно-правовой базы сертификации профессиональных компетенций и единых механизмов сертификации. Ограниченная область признания результатов сертификации. Отсутствие механизмов мотивации и стимулирования для обращения к сертификация профессиональных компетенций как к инструменту сбалансированного обеспечения и управления компетентностью производственного персонала.

Отсутствие (за редким исключением) разработанных и внедренных в практическую деятельность программ дополнительного профессионального образования

Разработка, внедрение и сертификация программ дополнительного профессионального образования для подготовки по ним производственный персонал предприятий.

3. Перспективы развития систем и методов обеспечения качества образования

Из рассмотренных подходов и моделей систем обеспечения качества образования наиболее интенсивно и постоянно развивающейся является система менеджмента качества по модели ISO 9001 благодаря и заложенному в нем принципу постоянного улучшения, и одному из принципов стандартизации – динамичности, заключающемуся в периодическом пересмотре самого стандарта, внесении изменений, пересмотре и/или отмене его отдельных положений, т.е. – в актуализации устанавливаемым стандартом требований к СМК. Очередная редакция стандарта ISO 9001, внедрение которого ожидается в 2016-м году, содержит ряд значительных изменений по сравнению с относительно незначительными изменениями в двух ему предшествующих редакциях и по степени своей «радикальности» может сравниться с редакцией 2000-го года, сменившей т.н. элементный подход к СМК на процессный. Как и предшествующие ему редакции, ISO 9001:2015 позиционируюется как инструмент для управления процессами, достижения понимания и удовлетворения требований потребителя, создания ценности и управления постоянными улучшениями. Для СМК образовательного учреждения – это сигнал к переориентации своих политики и целей на более масштабные достижения, лидерство в своей сфере деятельности – в «своих» направлениях подготовки выпускников, и научных исследованиях и разработках.

Перспективы развития профессионально-общественной аккредитации связаны, прежде всего, с расширением круга образовательных учреждений и органов управления образованием, признающих и использующих аккредитацию и ее результаты как эффективное средство обеспечения качества образования и к ней обращающихся для своего развития. Не менее значимым для усиления роли профессионально-общественной аккредитации не только как инструмента оценки и констатации состояния уровня образования по той или иной образовательной программе, но и как средства управления качеством образования, мог бы стать дополняющий ее механизм постоянного улучшения аккредитованной программы в форме, например, ее учебно-методического сопровождения и актуализации.

Перспективы развития Модели конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» связаны, прежде всего, с трансформациями в Европейской и Российской моделях конкурсов. Не менее значимыми влияющими факторами являются возможные изменения в законодательстве в сфере образования, новые образовательные стандарты, подходы к оценке качества образования и деятельности образовательных учреждений. В качестве ожиданий и рекомендаций в интересах развития Модели конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» можно рассмотреть возможность структурирования Модели по направлениям деятельности образовательных учреждений и их выпускников и разработки вариантов для, например, технических, экономических, юридических, медицинских вузов. Кроме увеличения числа участников, такое «разветвление» Модели позволило бы глубже проникнуть в специфику профессиональной подготовки выпускников образовательных программ, учесть и особым образом особенности уникальных процессов формирования профессиональных компетенций в различных направлениях образовательной деятельности.

Типовая модель внутривузовской системы обеспечения и гарантии качества образования, в основе которой методы менеджмента качества, положения стандарта ISO 9001, стандарты и директивы для агентств гарантии качества в высшем образовании на территории Европы, как инструмент реализации государственной политики в области образования, в своем развитии последует за трансформацией в их содержании.

Послевузовская сертификация профессиональных компетенций чтобы стать не только эффективным, но и востребованным механизмом управления качеством и профессионализмом профессиональных компетенций выпускников вузов и специалистов предприятий через их постоянную актуализацию в своем развитии должна преодолеть узковедомственный и узкопропрофессиональный характер организации деятельности систем и органов по сертификации профессиональных квалификаций, существующий в настоящее время. Для этого потребуется создание организационных основ и единой нормативно-правовой базы системы сертификации профессиональных компетенций и единых правил и процедур сертификации, методов оценки, признания результатов.

Подобно этому сертификация программ дополнительного профессионального образования сможет стать эффективным и универсальным инструментом подготовки и актуализации профессиональных компетенций промышленно-производственного персонала предприятий с начальным и средним профессиональным образованием при условии преодоления ведомственного характера деятельности систем и органов по сертификации на основе разработки и принятия единой нормативно-правовой базы и единых механизмов сертификации.

Заключение

Разнообразие методов и подходов к управлению качеством образования всех уровней в сочетании с государственными формами его обеспечения обусловливают успешность реализации государственной политики в области образования. Вместе с тем, такое многообразие выбор той или иной модели системы управления качеством требует понимания особенностей каждой из них и оценки эффективности ее применения для реализации образовательным учреждением выбранной им стратегии своего развития. В связи с этим следует отметить повышение значимости стратегии образовательного учреждения как средства осуществления государственной политики в области образования, сформулированной в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.

Планирование разработки системы оценки качества и формирование нового отношения к качеству образования предполагает также и совершенствование, развитие или разработку новой более эффективной системы обеспечения качества образования. При этом, роль и место оценки качества – один из заключительных этапов всей системы обеспечения и гарантии качества образования. В настоящее время в обеспечении качества образования используются различные подходы, объединяющим признаком большинства из которых является акцентирование усилий на процедурах контроля и оценки результатов образовательного процесса. В первую очередь это относится к государственным методам и средствам – лицензированию и аккредитации. Наиболее перспективным при этом представляется объединение в различных сочетаниях и пропорциях рассмотренных выше инструментов качества, открывающее возможность получения от их сложения новых форм образовательного процесса и нового синергетического эффекта в интересах эффективного управления качеством образования, обеспечения его конкурентоспособности и устойчивого развития и образовательных учреждений и системы образования в целом [32-33].