Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

FEATURES AZERBYDZHANO-ISRAELI RELATIONS IN THE CONTEXT OF THE JEWISH COMMUNITY IN AZERBAIJAN REPUBLIC (1991-2012)

Shakaryan E.A. 1 Ryzhov I.V. 1
1 Nizhny Novgorod State University named by N.I. Lobachevsky
2116 KB
Historically the region of Caspian sea is under the Russian impact. During the history the Caspian region was the place where different countries spread their impact on the countries of that region. In this article the authors explore features of Azerbaijan-Izrael bilateral relationships in the spheres of development of jewish community in the Republic of Azerbaijan in the post-soviet period. The authors conduct analysis of external policy of Israel, which seek to maintain strong relationships with all jewish communities all over the world, especially in the CIS region. The authors highlight the jewish community of Azerbaijan which consists of many groups. In the article the authors try to analyze modern external bilateral relations between Israel and Azerbaijan, which arouses interest of the leading countries in light of importance of the Caspian region and that the region is very close to the borders of the Russian Federation.
Israel
Azerbaijan
the Jewish community in Azerbaijan
the Jewish diaspora
foreign policy concepts
policies of Israel
the CIS

Одним из основных направлений внешней политики и связи с внешним миром Государства Израиль является связь с еврейской диаспорой. Стоит отметить, что значительную роль в образование Государства Израиль и укрепления его государственности сыграла именно еврейская диаспора [10, с.100].

Политика Израиля в отношении государств постсоветского пространства, так же подчеркивает, то что для еврейского государства очень важна тесная связь с общинами бывших советских республик. Наиболее ярко это прослеживается в азербайджано-израильских отношениях [9, с. 177].

Рассматривая отношения со странами СНГ, следует отметить, что интенсификация отношений произошла после распада СССР. Это связанно, в первую очередь с желанием Государства Израиль, а также новообразованных государств установить дипломатические отношения с развитыми странами. Так же не стоит нивелировать активную работу международных еврейских организаций, таких как: Всемирный Еврейский Конгресс, Джойнт и Еврейское Агентство (Сохнут). Естественно, что Государство Израиль строит отношения со странами бывшего СССР учитывая, в первую очередь, свои национальные интересы, особенно подчеркивая важность внешней безопасности, продолжения эмиграции евреев на историческую Родину, внутренней стабильности и устойчивом развитии национальной экономики.

Особый интерес вызывает история развития еврейской общины Азербайджана, ее места в обществе и внешнеполитический деятельности. Следует отметить, что Азербайджанская Республика – это государство, по данным Госстата Азербайджана в 2013 году, с населением в 9 миллионов 356 тысяч человек[11], исповедующих ислам, шиитского толкования, и учитывая внешнеполитические прения Государства Израиль и Исламской Республики Иран, можно предположить, что Азербайджан не является той страной, с которой стоило бы сотрудничать Израилю. Но особенности внешнеполитической и экономической конъюнктуры Государства Израиль и Азербайджанской Республики серьезно способствуют сближению [1, с. 210].

В 1990 г. Баку потерял контроль над Нагорным Карабахом в ходе конфликта с Арменией. Наличие соседей и территориальных конфликтов с ними делает Азербайджан и Израиль союзникам [1, с. 211].

Посол Израиля в Азербайджане Эйтан Наэ отмечал, что Израиль, как и Азербайджан, заинтересован в развитии экономических отношений: «Мы можем предложить им модель развития» – сказал он и добавил, что Израиль, чья экономика базируется на легкой промышленности, высоких технологиях и сельском хозяйстве, может помочь Азербайджану кроме нефтяного развивать и другие секторы экономики. Э. Наэ отметил, что «факт переезда 20 тысяч азербайджанских евреев в Израиль станет реальной основой коммерческих связей» [1, с. 211].

Стоит отметить, что одним из наиболее важных понятий еврейской истории является понятие рассеянности, диаспоры и места компактного проживания еврейских общин [6]. Даже одно из основных внешнеполитических направлений Государства Израиль направленно именно на поддержку связей с еврейскими общинами по всему миру.

Еврейская диаспора Азербайджана уникальна тем, что практически никогда не подвергалась гонениям.

Нужно подчеркнуть, что в период с 1880 вплоть до 1980 гг., еврейский народ пережил не только величайшую катастрофу в своей истории, Холокост, но также и он пережил великую миграцию. Основной поток движения народа привел его на свою историческую родину в ходе «Алии» или репатриации. Необходимо отметить, что еврейскую общину Азербайджана так же не обошла волна «Алии» и многие представители общины мигрировали в новый Израиль.

В XXI веке, на территории Азербайджана существует несколько еврейских общин, наиболее крупные из них это: грузинский евреи, горские евреи и евреи-ашкеназы.

Наиболее старой из общин является община горских евреев, заселивших эти земли, примерно XV веков назад. Гьивры (самоназвание горских евреев) – это субэтническая группа евреев на востоке Кавказ. До середины XIX века жили преимущественно на юге Дагестана и севере Азербайджана, впоследствии стали расселяться сначала в города на севере Дагестана, затем в другие регионы России и Израиль [11].

Необходимо подчеркнуть, что горские евреи говорят на диалекте тайского языка, относящегося к западно-персидским языкам, а также на азербайджанском и русском языках.

До середины XIX века и начала XX века, горские евреи, в основном, жили в аулах и занимались сельским хозяйством. Но из-за продолжительного периода войн, в течении нескольких десятилетий, сконцентрировались в основном в городах Дагестана (Махачкала, Дербент и Буйнакск), в городах Азербайджана (Огуз и Баку), а также в Нальчике и Грозном [4].

В конце XX века эмиграция горских евреев в Государство Израиль приняла массовый характер. Следует отметить, что эмиграция была не только в Израиль, но также в российские города и на Запад.

На фоне все усиливающейся эмиграции все ярче выделяются устойчивые горско-еврейские общины Ашкенази [3]. Данный термин происходит от семитского названия средневековой Германии, где расселились потомки Аскеназа, внука Иафета. Следует отметить, что к ашкеназам относятся потомки всех евреев Европы, кроме евреев, проживающих в южной Франции, Италии и Испании. Исторически ашкеназы говорили на идише, но сейчас превалирует использование языка страны проживания [3].

Появление первых евреев-ашкеназов в Баке приходится на XIX век, после того как по Гюлистанскому мирному договору от 1813 года территории современного Азербайджана были присоединены к Российской Империи. Проживающие в Азербайджане евреи-ашкенази говорят на нескольких диалектах татского языка, которые называются еврейском-татским языком. Так же, среди еврее-ашкенази, распространены английский, русский, азербайджанский, грузинский, армянский и другие языки региона, которые, в совокупности, практически вытеснили родной язык.

Примерно в данный временной отрезов на территории современного Азербайджана появляются грузинские евреи или эбраэли. Данная община исторически проживала на территории Грузии, говорили на диалекте, который назывался иудео-грузинский язык [4].

Необходимо отметить, что в период со второй половины XX века и до 2004 года еврейская община Грузии уменьшилась в размерах с, примерно, 100 тысяч человек до 10-12 тысяч. Основные ареалы эмиграции – это США и Израиль.

К концу XIX века, в связи с бурно растущей нефтяной промышленностью в Баку, стал увеличиваться приток евреев в Северный Азербайджан и в годы СССР их количество увеличилось в разы.

Однако, необходимо отметить, что в ходе разгрома существовавших сионистских организаций в 1920-е гг. была уничтожена большая часть интеллигенции горско-еврейской общины Азербайджана.

Во время репрессий 1930-ых гг. единственным институтом еврейской общины оставались синагоги, в небольшом количестве и те остававшиеся под неустанным контролем властей.

До 1970-ых годов ситуация оставалась достаточно стабильной, но в 1970-е началась компания массовой «татизации», в ходе которой горских евреев вынуждали записываться татами. Дополнительно, необходимо отметить, что еврейские общины Азербайджана практически никогда не сталкивались с проявлениями агрессии в их адрес со стороны местного населения.

В 1980-ых годах из-за нестабильной ситуации в политической и экономической жизни республики, а также войны, началась «Алия» евреев в Израиль. Примерно 56 000 человек эмигрировали из Азербайджана в Израиль.

Говоря о современной ситуации, то необходимо отметить, что она является принципиально новой в демографическом плане, так как горские евреи превзошли ашкеназов по численности и сегодня на территории Азербайджана именно горские евреи доминируют в жизни диаспоры [1].

Согласно последней переписи населения, сегодня на территории Азербайджана проживает, ориентировочно 20 тысяч евреев [11], среди которых:

а) горских евреев – около 11 тысяч человек (в Баку – 6 тысяч, в Кубе (сегодня по-азербайджански название этого города звучит как Губа) – 3,6 тысяч, в остальных районах страны, в основном в городах Сумгаит, Гянджа, Огуз, Геокчай и в селе Привольное, – 1,3 тысяч человек);

б) евреев-ашкеназов – 4,3 тысяч человек (из них в Баку – 3,3 тысяч);

в) грузинских евреев – около 600 человек.

Основные места, где существуют религиозные общины евреев Азербайджана – это города Баку, Огуз, Куба и село Привольное. Так же необходимо отметить поселок Красная Слобода, который является единственным, на постсоветском пространстве местом компактного проживания евреев. Во всех вышеуказанных городах есть свои синагоги и молельные дома.

Говоря о еврейских организациях Азербайджанской Республики, стоит отметить культурный центр и молодежный клуб «Алеф», которые появились в Баку во второй половине XX века. Это немало поспособствовало дипломатическим отношениям Азербайджана и Израиля и в 1992 году были официально установлены дипломатические отношениям между государствами. Былое создано несколько обществ культурных связей и в 1993 году было открыто посольство Израиля в городе Баку.

Как один из примеров культурных связей между государствами служит проведенный в 1992 году семинар «Горские еврее: история и современность», который был организован ААН (Азербайджанская академия наук) и Международной ассоциацией иудаики. Так де был открыт научный центр, чья задача – это создание исторический, этнографический и культурной базы данных, а также изучение собранных документов.

1996 год ознаменован активной позицией еврейской общины в общественной жизни Азербайджана. Множество различных программ было инициировано различными еврейскими организациями, были созданы благотворительные организации, такие как «Хэсэд-Гершон», Еврейский культурный центр и молодежный клуб «Гилель», а также детские сады, различные образовательные программы. С помощью организации «Ваад ле-Ацала» в 1999-2001 гг. были открыты иешива и школа в Баку, а также иешива в Красной Слободе. В сентябре 2002 г открылась еще одна еврейская школа при поддержке фонда «Ор-Авнер».

Необходимо отметить, что так же развивались и общинные средства массовой информации, так как газеты и информационные бюллетени.

В 2001 году была проведения международная научно-практическая конференция «Горские евреи Кавказа», где ученые из Израиля, США, России и Азербайджана представили работы, где были рассмотрены различные аспекты истории и традиции евреев горцев [7].

По инициативе выходцев из горско-еврейской общины Азербайджана в феврале 2003 года на учредительном съезде в Тель-Авиве был создан Всемирный конгресс горских евреев.

Стоить отметить, что сближению в отношениях между Азербайджаном и Государством Израиль послужило, то, что израильским общественным организациям было дано широкое поле действия в рамках еврейских общин Азербайджана. Хорошо известно, что в системе отношений между Израилем и еврейской диаспорой является концепция «центральной роли государства Израиль в жизни еврейского населения во всем мире» [6, с. 204].

Нужно также упомянуть другую важную концепцию, касающуюся «всемирного единства еврейского народа», которая нередко называется доктриной «мы – одно целое».

В Израиле считают, что констатация факта этнического единства всех евреев в мире естественно влечет за собой и полное единство их интересов. Следовательно, Диаспора обязана во всем поддерживать любые внешнеполитические акции и мероприятия израильского правительства [6, 206].

Еврейская община Азербайджана, которая стала активно развиваться, серьезно способствует усилению межгосударственных связей, а создание многочисленных культурных центров, работы общинных средств массовой информации и благотворительных фондов только углубляют сближение между государствами. Следует отметить, что роль и деятельность общины очень велика в налаживании двусторонних отношений, тем более, когда речь идет о Государстве Израиль.

Современный Израиль заинтересован в развитии отношений с еврейскими общинами по всему миру. И слаженной функционирование и безопасность еврейской диаспоры в Азербайджанской Республике только укрепляет связи между государствами как на политическом, так и на экономическом уровне.