Географические особенности месторасположения Республики Казахстан свидетельствуют о том, что большую ее часть составляют областные центры с развитой инфраструктурой и системой образования. Особое место в данной системе занимает малокомплектная школа – 56,5 % от общего числа. На данный момент на территории Казахстана функционируют как самостоятельные малокомплектные школы (начальные, основные и средние), так и ресурсные центы с прилегающими магнитными школами [1].
В настоящее время именно сельская школа становится основным культурным и информационным центром района, куда привлечены и учащиеся, и педагоги, и сами жители села. Практическая направленность учебной деятельности носит сельскохозяйственный характер: уроки трудового обучения, цикл вариативных дисциплин, направления воспитательной работы проводятся в полевых условиях, на ферме, в теплицах, на пастбищах. Вместе с тем все культурно-развлекательные и просветительские работы также проводятся в стенах сельских школ: торжественные мероприятия государственного характера, национальные праздники и развлечения, отчетные мероприятия администраций села и района, выборные мероприятия, информационно – просветительская деятельность и т.д. Поэтому в районе она является стабилизирующим фактором жизни сельского поселения со всеми его социальными и экономическими проблемами.
Первый эффект, который может возникать в малых школах, – это эффект сообщества, быть может, самый главный и самый мощный. Основной задачей современной школы является успешная социализация его воспитанников, формирование основы для будущей взрослой жизни, человеческих ценностей. Специфические особенности сельской школы позволяют гораздо проще создать атмосферу семьи, трудового сообщества. Второй возможный эффект малых школ – особые отношения с родителями и окружающим миром (социумом). В малокомплектной школе есть больше возможности организовать содержательный диалог учителей и родителей и соучастие и тех и других в жизни школы. Так, школа на селе часто оказывается фактором, удерживающим село от вымирания, часто – основным социокультурным и информационным центром села, а в некоторых местах и основным организатором общественной и хозяйственной жизни на селе.
Формирование активной гражданской позиции происходит на основе участия в социально значимой деятельности, внедрения в педагогический процесс активных форм и методов воспитания, способствующих развитию у учащихся навыков решения разнообразных проблем.
Цель исследования – раскрыть основные направления работы современной малокомплектной школы Казахстана как центра социокультурного развития и информационного пространства села.
Материал и методы исследования: учебно-воспитательный процесс малокомплектных школ Актюбинской области Республики Казахстан.
Методологической основой для проведения исследования являются теоретические основы педагогического исследования, а также образовательные и воспитательные концепции.
Комплекс методов: методы организации исследования (теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; моделирование; анализ методической работы общеобразовательных школ); методы сбора данных (анкетирование, беседы, диагностика); методы обработки и интерпретации данных (сравнительно-сопоставительный анализ).
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ научной литературы позволил выделить в понятии «социокультура» его составные части: 1) бесконечно богатая идеологическая вселенная смыслов, объединенных в системе языка, науки, религии, философии, права, этики, литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, драмы, эконом., политических и социологических теорий и т.д.; 2) материальная культура, представляющая собой воплощение всех этих смыслов в биологической среде, начиная, с простых орудий и кончая наисложнейшим оборудованием, книгами, картинами и пр.; 3) все скрытые и открытые действия, церемонии, ритуалы, поступки, в которых индивиды и их группы осуществляют и принимают тот или иной набор смыслов. Также по П. Сорокину данное понятие понимается как одна из видов цивилизаций [2].
Для проведения специального исследования по обозначенной проблеме нами были выделены основные направления работы современной казахстанской сельской школы: культурная трансмиссия, инкультурация и социализация. Культурная трансмиссия выступает как механизм, с помощью которого идет передача накопленного опыта и знаний новым субъектам образования, инкультурация как этап вхождения субъекта образования в культуру своего народа и социализация как процесс вхождения индивида в общество, в его социальную структуру [3,4].
Базой исследования послужили результаты учебно-воспитательной деятельности Аккемерской средней школы Мугалжарского района Актюбинской области Республики Казахстан (магнитные школы: Елекская основная школа, Коктюбинская основная школа, школа им.Котибар батыра). Обозначенная опорная школа – это ресурсный центр, которая соответствует географическому положению и имеет определенную материально-техническую базу.
Анализ школьной документации, проведенные опрос и анкетирование учащихся и педагогов показали, что у учащихся повысился интерес к учению, так как прежде всего они имеют доступ к качественному образованию, путем овладения современными информационными технологиями. Это обеспечивает условия для развития индивидуальности, самореализации каждого ученика, удовлетворения его разнообразных образовательных потребностей. Научно-методическая проблема Аккемерского ресурсного центра была выстроена с позиции социокультурной и информационной направленности: на ученика как развивающегося субъекта социума; на педагога как носителя социокультурных ценностей и на педагогический процесс, движущими силами которого являются диалог и сотрудничество его участников, в достижении целей их творческого самовыражения.
Особенностью обучения детей в ресурсном центре является время сессии и межсессионных периодов, где для каждого субъекта образования созданы условия для творческого самовыражения. Механизмами реализации социкультурного подхода в обучении прибывших учащихся отмечены: 4-разовое питание, проживание, учебные занятия, факультативы, кружки развивающего характера, воспитательные мероприятия, краеведческая деятельность и т.д. В основе реализации социокультурного подхода и создания информационного пространства в деятельности малокомплектных школ следует выделить процесс общения как процесс прямой передачи культурных ценностей, процесс общения между учениками и как передача через процесс обучения, с помощью предмета и техники преподавания.
Рассмотрим модель социокультурной и информационной направленности процесса обучения в Аккемерской опорной школе, где каждый учитель создает проблемное поле на основе диалога, общения, механизмов воздействия на личность сельского ученика (рисунок).
Представленная модель позволяет определить основные направления деятельности педагогического процесса выбранной организации образования (табл. 1).
Модель социокультурной и информационной направленности процесса обучения Акемерской опорной школы Мугалжарского района Актюбинской области, Казахстан
Таблица 1
Основные направления деятельности педагогического процесса Акемерской опорной школы Мугалжарского района Актюбинской области, Казахстан
Этапы |
Основные направления деятельности |
|
I |
Организационно-мобилизационный |
Разработка режима работы Ресурсного центра с прилегающими магнитными школами образовательной системы социокультурного центра, просветительская работа со всеми участниками педагогического процесса |
Создание Координационного совета для управления механизмами воздействия; определение критериев эффективности функционирования социокультурного и информационного центра |
||
Разработка программы деятельности по формированию проблемного поля социокультурного и информационного образовательного пространства |
||
II |
Деятельностный |
Составление содержания и форм механизмов воздействия на личность ученика сельской школы как субъекта социума |
Определение основных направлений работы диалогового обучения как основы для информационного и социокультурного направления обучения |
||
Разработка и апробация годового цикла дел воспитательной работы, и развитие направленных на проявление и развитие творческих способностей учащихся |
||
Организация мониторинга и психолого-педагогической диагностики всех участников педагогического процесса |
||
III |
Рефлексивно-обобщающий |
Проведение рефлексивной части специального исследования по методической проблеме Ресурсного центра с координирующими механизмами |
Определение перспектив дальнейшего развития Ресурсного центра как информационного и социокультурного |
Для координации деятельности опорных и магнитных школ ресурсных центров в районах были проведены семинары со школьными координаторами по составлению единого рабочего плана и создания Координационного совета сельских школ. Был проведен анализ результатов психолого-педагогической диагностики: если на начало специальной работы над методической проблемой учащиеся показали определенный процент неуверенности, пассивности и тревожности (18 %- повышенный согласно результатам рисуночных теста «Кактус» и опросника Казанцевой Г.Н. на определение уровня сформированности самооценки) и адаптация учащихся проходила крайне медленно, то перед завершением учебной сессии наблюдалось повышение внимательности у учащихся на уроках, активность во внеклассных мероприятиях. Особенно ребятам понравились уроки в режиме он – лайн, работа в виртуальной лаборатории, защита образовательных проектов, а также участие в военно – патриотическом клубе «Арыстан» и овладение навыками рукопашного боя.
Во время сессий «Аккемирской» опорной школы по І учебному блоку были проведены лабораторные работы и практические уроки по основным предметам. По ІІ учебному блоку учащиеся 8-х классов активно участвовали в мероприятиях «Мукагалитану», «Экология и физика», «Стандартные задачи», 9-х классах «Механические задачи» и кружки «Драма» и «Рукоделие». В медико-психологическом блоке проводились тренинги на тему «Дружба», «Я участник группы», «Собирай фрукты». В блоке «Инкеллектульное развитие» организованы внекласные мероприятия. Проводились воспитательные уроки на тему «Родина моя», «Одна Отчизна, один Выбор, один Президент!», конкурсы «Путешествие в мир информатики, физики, математики», «Космическое путешествие». В свободное время ученики работали в Интернете (табл. 2) [5].
Таблица 2
Качество знаний учащихся магнитных школ Мугалжарского района
№ |
Наименование школы |
Количество уч-ся |
Качество знаний на І четверть |
Качество знаний перед сессией |
Качество знаний в итоге сессий |
1 |
Елекская ОШ |
9 |
71 % |
66 % |
71 % |
2 |
Коктюбинская ОШ |
9 |
87,5 % |
81 % |
87,5 % |
3 |
Котибар батыр ОШ |
1 |
100 % |
100 % |
100 % |
19 |
86 % |
82 % |
86 % |
В целом, результаты сессии показывают положительную динамику в овладении учащимися необходимой жизненно важной информацией, также и в привитии социокультурных навыков.
Выводы
Анализ проведенной работы показал, что посредством создания ресурсных центров решаются многие вопросы предоставления качественного образования в малокомплектных сельских школах:
– учебно-воспитательный процесс в магнитной школе строится с опорой на качественное преподавание, качественное получение необходимой информации, позволяющей успешно оперировать ею в жизни, строить взаимоотношения с социумом села, быть активным его членом;
– изменяется механизм управления малокомплектной школы путем создания Координационного Совета (в состав Координационного совета входят директора магнитных и опорных школ, представители акиматов, отделов образования, соцпартнеры), направленный на создание единой информационной и социокультурной среды;
– улучшается научно – методическая система: социокультурное пространство включает в себя участие ученых Актюбинской области и всего Казахстана в целом в разработке механизмов воздействия на личность ребенка, участники педагогического процесса Ресурсной школы активизировались в научно-исследовательской работе;
– усиливается взаимосотрудничество педагогических коллективов ресурсных центров малокомплектных школ, что служит основой для их творческой самореализации;
– прослеживается качество и уровень усвоенных знаний учащихся, их информированность, разносторонность, общее развитие и воспитание как социокультурный феномен;
– усиливается заинтересованность учащихся в познании краеведческих аспектов своего региона как в историческом, так и в политическом, географическом, демографическом аспектах.
Вместе с тем создание ресурсных центров позволяет усилить психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса благодаря следующим факторам:
– учащиеся обучаются без отрыва от семьи: уменьшается процент дезадаптации, сохраняется семейное воспитание.
– проблемное обучение в диалоговом режиме ставит позицию ребенка в конкурировании друг с другом, умелом построении аргументов и контраргументов, формирует основы критического мышления учащихся;
– выявляются индивидуальные способности учащихся, что позволяет педагогам дополнительного образования и предметникам работать в группах разновозрастного состава;
– школьники овладевают современными информационными технологиями, которые способствуют повышению качества знаний.
Подводя итоги специальной работы по социокультурному и информационному сопровождению процесса обучения Аккемерского ресурсного центра следует отметить тот факт, что данная форма существования в рамках современного образования является одной из ведущих результативных форм предоставления качественного образования как информационного и социокультурного феномена.
Даная работа выполнена при поддержке грантового финансирования 4298/ГФ 4 Комитета науки МОН РК.