Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2142 KB

Для современного мира характерны различные формы межэтнического противостояния: этнотерриториальные конфликты, столкновения на почве межрелигиозной и межэтнической розни, акции насилия со стороны неонацистских и экстремистских организаций, случаи расизма по отношению к этническим мигрантам и т.п. Формирование толерантного сознания может служить механизмом урегулирования межэтнических противоречий, которые базируются, в частности, на этнических и социальных стереотипах.

Образ партнера по межкультурной коммуникации часто формируется до непосредственного контакта на основе стереотипов – упрощенных ментальных репрезентаций. Механизмы формирования стереотипов связаны непосредственно с особенностями человеческого мышления и психики. Язык играет ведущую роль в создании стереотипов. Постоянное повторение одних и тех же фраз, со временем приобретающих устойчивость на уровне языка, приводит к тому, что их знание оседает в подкорке головного мозга, а их восприятие происходит автоматически, без участия сознания. Носители языка не задумываются над содержанием клишированных фраз, принимая их как данность.

Формировавшиеся стереотипы приобретают высокую степень устойчивости, с трудом поддаются модификации и становятся своего рода «кривым зеркалом», в котором в размытом или искаженном виде отражаются представители различных групп. Изучение этностереотипов, таким образом, одна из самых актуальных проблем при исследовании этнической толерантности и формировании толерантного поля.

Известно, что построение толерантных отношений невозможно без знаний об особенностях поведения, традициях, привычках того или иного народа. Иногда непонимание и неприятие происходит не только между представителями разных этносов, но и между представителями разных регионов одного и того же народа в одной стране, что приводит к гражданскому противостоянию. Ломка социальных стереотипов, разобщенность регионов, исламизм, ложная «демократизация», интолерантность среди прочих политических и социальных факторов привели к тому, что Таджикистан пережил такую войну в 1992-1997.

В связи с этим, в Таджикистане необходимы научные исследования по национальной языковой, ассоциативной и аксиологической картинам мира, в которых кроются истоки интолерантности в обществе, бытованию этностереотипов, приводящих к межэтническим конфликтам.

Поскольку в РТ до сих пор не проводились исследования подобного рода, нами будет впервые проделана масштабная работа по исследованию толерантности в РТ, частью которой является ассоциативный эксперимент (АЭ) с целью построения ассоциативного поля (АП) толерантности среди носителей таджикского языка.

Ассоциативное поле слова фокусирует прямо или косвенно лингвистические параметры слова, отражает многообразие семантических, тематико-ситуативных и оценочно-прагматических связей, значимых в текстообразовании [4].

« В ассоциативных связях отражены коммуникативные свойства слов, имеющие информативно-смысловую и прагматическую направленность, обусловленные:

1) лингвистически: а) спецификой лексического значения; б) стилистической маркированностью; в) грамматическими особенностями; г) фонетической оформленностью слов и т.п.;

2) экстралингвистически: а) творческой активностью языковой личности, в сознании которой актуализируются различные представления об обозначаемых словами явлениях; б) о возможной тематической и ситуативной ориентации лексических единиц» [4].

АП формируется с помощью ответов-реакций носителей языка на слово-стимул. АП – знания о слове-стимуле в данной конкретной национальной культуре.

Исследование АП толерантности позволит выявить целый ряд проблем, бытующих в языковом сознании молодежи РТ.

Следует отметить, что формирование толерантного поля языковой личности в течение всей истории исследований данной проблемы связано с выявлением пяти базовых концептов-оппозиций, таким образом, проведение подавляющего большинства исследований в области толерантности (интолерантности) с различных аспектов, сводится к поиску элементов, соответствующих данным оппозициям: «любовь – ненависть», «счастье – несчастье», «друг – враг», «свой – чужой», «родина – чужбина» [6].

Однако мы посчитали необходимым в число слов-стимулов включить также ряд дополнительных концептов, таких как «судьба», «пространство» и некоторых других. Респондентам также предлагаются слова-стимулы с этнонимами (русский, таджик, узбек и пр.), для выявления этностереотипов, бытующих в молодежной среде РТ.

Работа над ассоциативным полем пока находится на начальном этапе, опрошены жители двух регионов страны, еще необходимо провести АЭ в трех регионах страны, что позволит провести сравнительный анализ по региональному, гендерному, возрастному и пр. критериям.

Новизна подобных исследований определяется необходимостью сравнительного изучения особенностей ассоциативной, аксиологической и концептуальной картин мира этносов, проживающих на территории страны, с целью формирования толерантного поля языковой личности, а также прогнозирования реальных проблем межэтнического взаимодействия среди в обществе, особенно среди молодежи, построения политики толерантных отношений между представителями различных народов.