Одним из приоритетных направлений социально – экономического развития общества является развитие предпринимательства. Характерной особенностью предпринимательской деятельности является необходимость её осуществления в условиях неопределённости.[1] Проблема учёта неопределенности при осуществлении предпринимательской деятельности крайне важна для обеспечения эффективного развития предпринимательских структур в условиях характерной для настоящего времени экономической нестабильности и повышенных предпринимательских рисков. В экономической и финансовой литературе проблема учёта объективно существующей неопределённости и оценки порождаемых ей рисков достаточно детально прорабатывается прежде всего применительно к операциям на финансовых рынках. Это связано с возможностью анализировать большие объёмы информации о реализациях случайных процессов цен, котируемых на этих рынках активов, и применять при принятии решений о покупке или продаже этих активов как разработанные для этих целей эвристические методы, так и аппарат теории случайных процессов. Применительно к реальному сектору экономики степень проработанности проблемы учёта фактора неопределённости гораздо ниже и разброс мнений и позиций исследователей этой проблемы весьма высок[2]. Как же протекает процесс осознания предпринимателем нахождения в ситуации неопределённости и учёта фактора неопределённости при принятии предпринимательского решения? В определенный момент времени у предпринимателя возникает догадка о том, что он находится в ситуации неопределенности. Эта догадка в определённой степени вызвана недостаточным уровнем информированности о сложившейся ситуации и характерна неуверенностью в выборе направления дальнейших действий. Далее догадка переходит в стадию уверенности существования недоинформированности, когда субъект осознает факт нахождения в ситуации неопределенности и мысленно соглашается с данным положением. После того, как предприниматель принимает сложившуюся ситуацию, ему необходимо в ней сориентироваться. То есть, он должен определить уровень неопределенности для обеспечения принятия адекватного ситуации эффективного предпринимательского решения. После определения указанного уровня на основе детального анализа сложившейся ситуации предпринимателю необходимо приступить к принятию предпринимательского решения (рисунок), которое является результатом завершенного мыслительного процесса выбора альтернативного действия (или бездействия) предпринимателя, нацеленного на повышение эффективности предпринимательской деятельности и обеспечение конкурентоспособного развития предпринимательской структуры, приводящее к изменению уровня неопределённости предпринимательской среды и осуществлению дальнейшей предпринимательской деятельности в условиях возможной реализации рисков, порождаемых последствиями выбранного альтернативного действия[3].
Чем больше неопределенность оказывает влияние на принимаемые предпринимаемые решения, тем сильнее уже через решение оказывается влияние на риски, зависящие от этого решения. При снижении неопределенности под воздействием рисков ситуация становится более определённой, но эта определённость имеет негативную направленность в сторону снижения эффективности предпринимательской деятельности. Если же изменение уровня неопределённости происходит под воздействием шансов, то ситуация также становится более определённой, но эта определённость имеет позитивную направленность в сторону повышения эффективности предпринимательской деятельности. Кроме того, следует отметить, что неопределенность оказывает влияние на внешние по отношению к данной предпринимательской структуре риски, учет которых является обязательным элементом принятия адекватных управленческих и предпринимательских решений. Из результатов принятых решений сложилась и складывается вся человеческая история. Но так как до сих пор отсутствует единое сущностное понимание категории «предпринимательское решение» так и соответственно невозможным представляется существование единого понимания общепринятой информационной базы для принятия решений в условиях неопределенности.
Противоречивость и недостаточная полнота информации по проблеме учёта неопределённости при принятии предпринимательских решений вводит в заблуждение предпринимателей и не даёт им необходимого методического аппарата и инструментария принятия адекватных эффективных предпринимательских решений в условиях объективно существующей неопределённости.. В этой связи подтверждается актуальность и острая необходимость в разработке алгоритма и инструментария оценки уровня неопределенности как информационной базы принятия предпринимательских решений.
Укрупнённая структура такого алгоритма представлена на рисунке.
Многие исследователи говорят о невозможности оценки уровня неопределенности предпринимательской деятельности, исключая тем самым возможность более эффективного развития предпринимательства благодаря снижению рисков ошибочных решений и негативных последствий этих рисков.
Анализ представленного на рисунке алгоритма реализации процесса принятия предпринимательского решения с учётом фактора неопределенности, показывает что этап № 3 – «Определение уровня неопределенности» – является ключевым моментом для принятия предпринимательского решения. И от того, с какой достоверностью и каким инструментарием будет произведен детальный анализ сложившейся ситуации с учетом уровня неопределенности будет зависеть само предпринимательское решение и соответственно его результат его реализации. Многие исследователи, как мы уже указали выше, считают, что невозможно достоверно оценить её уровень, трактуя каждый по-своему ей определение. В работе [6] обосновано, что неопределённость предпринимательской деятельности проявляется в «размытости» представлений об ожидаемых значениях тех или иных показателей или результатов предпринимательской деятельности, причём чем выше степень «размытости» ожидаемого результата или явления, тем больше неопределённость. Показано, что определённость является вырожденным случаем состояния неопределённости, когда степень «размытости» ожидаемого результата стремится к 0. Обоснован факт вырождения понятия риска в условиях очень сильной неопределённости, когда ожидаемый результат размыт настолько сильно, что его становится невозможно конкретизировать. Характеризуя процесс принятия предпринимательского решения следует обратить внимание на необходимость поиска и достижения компромисса между стремлением предпринимателя максимизировать прибыль при желательной минимизации рисков. В этой связи в качестве одной из возможных трактовок уровня неопределённости может выступать вектор, составляющими которого являются (с заданным уровнем доверия) возможный диапазон прибыли и возможный диапазон ущерба, вследствие реализации последствий принятого решения.
Алгоритм реализации процесса принятия предпринимательского решения с учётом фактора неопределенности
Систематизация этапов алгоритмической структуры субъекта в условиях неопределенности (Авторская таблица)
№ этапа |
Название этапа |
Характеристика этапа |
1 |
Возникновение догадки у субъекта предпринимательской деятельности о ситуации неопределенности |
Неполнота информации для дальнейших действий |
4 |
Осознание субъектом о его нахождении в условиях неопределенности |
Определенность нахождения субъекта в условиях неопределенности |
5 |
Определение уровня неопределенности |
Поверхностный анализ сложившейся ситуации |
6 |
Детальный анализ сложившейся ситуации с учетом уровня неопределенности |
Оценка и анализа предпринимательских рисков* |
Определение уровня неопределённости (размытости диапазона) |
||
7 |
Предпринимательское решение |
Формулирование принятого решения |
8 |
Осознание результатов предпринимательского решения |
Оценка эффективности предпринимательского решения |
9 |
Корректировка |
Уточнение решения на основе анализа результатов его принятия |
* Зубова Л.В. Оценка и анализ хозяйственных рисков в предпринимательской деятельности: автореф. дис. канд.экон.наук. Ставрополь, 2011.23с.http://online.rae.ru/893.
Таким образом, принятие предпринимательского решения в условиях неопределенности необходимо совершать после определения уровня неопределенности в условиях характерных для данной ситуации рисков. Только так можно повысить эффективность принятого решения и обеспечить его адекватность существующим условиям предпринимательской деятельности и существующему состоянию предпринимательской среды.