Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

RISKS OF REALIZATION OF STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN EDUCATION

Кarakchieva I.V. 1 Yuzhakova Т.А. 1
1 Analytical Center for the Government of the Russian Federation
2150 KB
The review of risks of realization «Is presented to strategy of innovative development of the Russian Federation in article for the period till 2020» (it is approved as the order of the Government of the Russian Federation of 2011). Authors provide the analysis of factors of control and transformation of strategy of innovative development of Russia.
risk
strategy of innovative development
education
human potential
target indicators
personnel potential

В настоящее время в Российской Федерации идет реализация ряда документов, определяющих стратегию развития нашей страны на долгосрочный период, в том числе и в сфере образования. Один из таких документов это «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации в декабре 2011 года, где ключевой целью является переход к 2020 году экономики России на инновационный путь [1]. Совершенно ясно, что роль образования при достижении данной целевой установки велика.

Одним из ключевых приоритетов инновационного развития является развитие человеческого потенциала, то есть развитие конкурентоспособных исследовательских, преподавательских, управленческих кадров, и создание соответствующих условий для такого развития. Однако, выделяя целевые индикаторы, позволяющие определить уровень происходящих изменений важно понимать, что ситуация в сфере образования меняется под влиянием ряда факторов (начиная с демографических заканчивая геополитическими). Корректировка показателей и целевых индикаторов стратегии инновационного развития России должна базироваться на факторном анализе и учете произошедших изменений. Недооценка факторов, как и их переоценка, учет уровня произошедших изменений формируют инновационные риски.

Одним из приоритетных направлений в сфере образования, в рамках реализации стратегии инновационного развития России является развитие кадрового потенциала.

Формирование и развитие кадрового потенциала России, в основном идет на базе вузов. Так, если охват населения системой среднего профессионального образования в 2015 г. составил около 2,1 млн. человек (2014 г. – 1,9 млн. человек), то численность лиц, охваченных высшим образованием в 2015 г. составила примерно 5,2 млн. человек (2014 г. – 5,3 млн. человек). При этом в настоящее время наблюдается сокращение сети вузов (табл. 1).

Причина снижения числа вузов связана с реорганизацией вузов несоответствующих требованиям, предъявляемым со стороны государства, экономики страны, населения и мирового сообщества.

Начавшийся процесс трансформации системы вузов, то есть ключевых центров развития кадрового потенциала России формирует инновационный риск, в части инфраструктурных и профессионально-трудовых угроз. Таким образом, база, на которой идет развитие кадрового потенциала страны, имеет тенденцию к сжатию.

Если предыдущий риск связан с условиями формирования и развития кадрового потенциала, то следующий риск связан непосредственно с численностью данных кадров. Так численность лиц, охваченных высшим образованием в России имеет тенденцию к уменьшению (табл. 2).

Таблица 1

Динамика числа вузов России за период с 1990 по 2015 годы

Учебный год

Вузы

Всего

Государственные и муниципальные

Частные

1990/1991

514

514

-

2000/2001

965

607

358

2010/2011

1115

653

462

2011/2012

1080

1080

634

2012/2013

1046

1046

609

2013/2014

969

969

578

2014/2015

950

950

548

Источник: Росстат.

Таблица 2

Динамика численности студентов вузов России за период с 2012/2013 по 2014/2015 уч. годы

Учебный год

Численность студентов вузов,

млн. человек

2012/2013

5,6

2013/2014

5,3

2014/2015

5,2

Источник: Росстат.

При этом наблюдается сжатие численности студентов вузов, в государственных, и особенно в негосударственных (частных) вузах.

При сохранении данной тенденции можно прогнозировать к 2021 году снижение численности студентов вузов России до уровня 2000 года (чуть более 4 млн. студентов). Ситуацию усугубляет демографический фактор Российской Федерации: к 2025 году численность молодежи, как основа инновационной составляющей, сократится на 10 млн. человек, что потребует корректировки направлений инновационного развития и определения новых приоритетов в развитии человеческого капитала страны.

Следующий риск определен объемом финансирования системы образования. Так на 2015 г. государственные расходы к ВВП уменьшились в общем, среднем профессиональном и высшем образовании (табл. 3).

Таблица 3

Динамика расходов на образование по отношению к ВВП России

Государственные расходы на образование к ВВП, %

2013 г.

2014 г.

2015 г.

общее образование

2,01

0,98

0,9

среднее профессиональное образование

0,3

0,28

0,27

высшее образование

0,77

0,73

0,71

Источник: Росстат.

Исходя из сложившейся финансовой обстановки необходима корректировка, как планируемых мероприятий, так и самих показателей и целевых индикаторов, ориентиров стратегии инновационного развития России, связанных с формированием у населения с детства необходимых знаний, компетенций, навыков, а также системы непрерывного образования. Тем более что большая часть запланированных значений целевых индикаторов, по итогам 1 этапа реализации стратегии, не достигнута. Стратегия содержит терминологию несоответствующую положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Все вышеперечисленное доказывает необходимость пересмотра существующей Стратегии инновационного развития России, с учетом не только внешних инновационных рисков (инфраструктурного, кадрового и финансового), но и внутренних рисков. Среди внутренних инновационных рисков особое место занимает структура и уровень подготовки студентов по обобщенным направлениям. Так определяя перечень инновационных отраслей для страны, в вузовской системе по-прежнему выпускается большая доля специалистов в сфере экономических и социальных наук (табл. 4).

Таблица 4

Структура распределения студентов по обобщенным направлениям подготовки в России и странах мира [2], %

Страны

Гуманитарные науки

Экономика, управление и социальные науки

Естественные науки и математика

Инженерные специальности

Сельское хозяйство

Медицина

Образование

Сфера услуг

США

16

40

9

6

1

10

13

6

Франция

15

41

14

13

1

9

3

4

Япония

18

35

5

19

3

7

6

2

Финляндия

15

23

9

20

2

19

7

5

Россия

10

49

7

18

3

4

5

4

Наблюдается замедленное реагирование вузов на рыночные вызовы, требующее не только инфраструктурного обновления, но и нового содержательного наполнения, технологического соответствия международным стандартам качества образования. Данные требования предопределены целевой установкой второго этапа реализации стратегии инновационного развития России – будет сформирована целостная и работоспособная национальная инновационная система, адекватная расширяющемуся спросу на инновации со стороны секторов экономики, обеспечивающая поддержку инновационной активности на всех стадиях инновационного цикла.

Таким образом, в рамках реализации стратегии инновационного развития в сфере образования выделяются, как внешние, так и внутренние инновационные риски. Анализ и систематизация инновационных рисков, оценка факторов, влияющих на риски, может стать основой для формирования адекватных инструментов управления рисками и их прогнозирования. «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», как стратегический документ, определяющий перспективы инновационного пути развития нашей страны должен учитывать все факторы влияния и корректировка мероприятий, показателей и целевых должна базироваться на факторном анализе и учете произошедших изменений. Недооценка факторов, как и их переоценка, уровень произошедших изменений создают риск отрицательных последствий.