Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ETHNIC CULTURE IN THE GLOBALIZATION PROCESS

Korytina M.A. 1
1 Gorsky State Agrarian University
2122 KB
Globalisation in the world are more and more destructive loosening processes, erosion ethnic cultures under the impact of unified standards of modernity, which contributes to the weakening of ethnic identity. In response to a surge of national consciousness is enhanced, resulting in the fragmentation of foreign nations. It is necessary to understand the conceptual awareness of «renaissance» ethnic culture, which should be understood as an inner spiritual ideal to be pursued, to improve, leveled this stereotype that gives a sense of ethnic identity.
globalisation
identity
a problem of «revival» of ethnoculture
ethnos

На рубеже ХХ–ХХI вв. наблюдаются негативные процессы человечества: угроза войны, локальные столкновения цивилизаций, межнациональные конфликты, а также радикальный пересмотр системы ценностей. В этих условиях в поликультурном обществе, вовлеченном в процесс глобализации, особую значимость приобретает проблема сохранения культурного наследия этноса, этнической идентичности народов, которая усложняется. Так, как к началу XXI века идентичность изменяется, становится отличной от традиционной, в противном случае она не будет отвечать вызовам глобализации, основное стремление которой сближение народов, оформление общечеловеческой культуры. Распространение общих моделей, цивилизационных установок, образцов поведения – это объективный процесс современности. В век мобильности можно наблюдать в разных уголках мира однотипные и однородные стандарты жизнедеятельности, увидеть те же марки машин, названия фирм, модели одежды, идейные, творческие ориентиры [3, с.5]

Однако полное принятие и приобщение к общечеловеческим установкам чревато регрессивными процессами, так как «… эта планетарная культура … обладает такой чертой, как отсутствие пространственной и временной специфики, отсутствие исторического фона, ритма развития, ощущения времени и последовательности …Эта культура распространяется классом технической интеллигенции, заменяющей предшествовавших ей гуманистических и часто националистических интеллектуалов» [3,c. 177]. Неуправляемая, необоснованная адаптация к общечеловеческой культуре может привести к расшатыванию идентичности этноса, утрате индивидом ощущения сопричастности к собственной истории, традиции, народу. Ф.Г. Кессиди по поводу этого отмечает, что глобализация, Интернет и другие новейшие средства информации и коммуникации могут способствовать появлению лучших или худших, возвышенных или низменных сторон природы человека, но «они не в состоянии породить нового человека, то есть человека вне определенного этноса и ведущей цивилизации, а также вне крупных этносов, история и культура которых исчисляются, тысячелетиями. Поэтому надежды иных интеллектуалов на интеграцию культур, т.е. образование единой (мировой) культуры и даже «слияние» в обозримом будущем этносов (наций и народов) в некий планетарный суперэтнос или «мегаобщество», представляются весьма проблематичными» [5, c.49]. По этому поводу Б. Нейчман заметит: «государства приходят и уходят, национальности остаются» [6,c.53], под национальностями исследователь понимает этнонациональные сообщества.

Национальное самосознание, этнокультура в условиях глобализации испытывает на себе мощное воздействие сложного комплекса разнородных пластов – культурных, цивилизационных, идеологических, которые несут в себе заряд внутренней конфликтогенности. Наслаивания на традиционное, национальное модернизационного, частичное или полное замещение первых вторым со временем может привести к противоречиям. Народы по-разному реагируют на угрозу растворения в глобализирующемся мире: практически у всех наблюдается тенденция ослабления роли российской культуры, а вместе с ним тех общечеловеческих черт, которые интегрировали страну, у одних они замещаются западной культурой, у вторых – возрождением этнокультуры, а у третьих – исламизацией и т.д.

Во избежание культурной ассимиляции и защиты своей идентичности на Кавказе «возрождаются» самобытные духовные стандарты и этнические установки, что объясняется психологическими факторами: для народа идентификация себя с этносом естественнее и глубиннее, чем чувства по отношению к политической, идеологической и какой-либо другой общности.

В условиях глобализации и унификации народ Осетии, как и многие другие, встал на путь активного «возрождения» и укрепления своей идентичности, как главного способа защиты от культурной ассимиляции, так «возрождается» патриархальный мир горцев, особенно в области семейно-бытовых традиций.

Как отметил А.В. Лубский [4] национализм на Кавказе получил реализацию в двух проектах – этническом и политическом. «Этнический проект, осуществляемый на уровне повседневности, связан, прежде всего, с ростом этнического самосознания, формированием на этой основе специфической этнической картины мира как основы национальной идентичности» [1, c.66], при этом этническая идентичность связана с осознанием народом самого себя как некой общности, отличной от других, так например «мы – осетины», «мы – кумыки» и т.д. Политический проект осуществляется стремлением приобрести государственно-территориальный суверенитет, эти требования выплескиваются в межэтнические конфликты. В течение последнего десятилетия XX века «на территории бывшего СССР было зафиксировано пять «этнических войн» и около 20 вооруженных столкновений, приведших к гибели около 100 тыс. человек среди мирного населения» [3, c.133].

Обращение к этнокультурным ценностям – это естественный процесс, так как способность меняться, сохраняя при этом свою идентичность, – базовый принцип эволюции и совершенствования. Однако заметим, что подобный способ интеграции народа носит противоречивый характер.

В науке, особенно у зарубежных авторов (Хантингтон С., Дресслер-Холохан В.), к возрождению былого пласта этнокультур относятся критично, видя в нем возвращение к прошлому, а это есть консерватизм, замкнутость, ксенофобия: «Как известно, в смутные времена, когда настоящее кажется хаосом, а будущее непредсказуемо, целые народы обращаются к новой истории. Это фактически шаг в прошлое. Именно там мы оставляем самые проверенные и надежные жизненные ориентиры и туда возвращаемся не только когда становится неуютно в настоящем, но и в поисках виновников реальных и воображаемых обид» [7, c.29-30]. Следовательно, народ обращается к этничности в период хаоса и, как правило, она становится орудием борьбы за власть. Общеизвестно также, что в таких ситуациях получает развитие явление этноцентризма (предпочтение «своего» перед «чужим» или общим), одного и самых архаичных черт самосознания индивида, группы, народа. При этом, чем ниже этностатус, тем выше этноцентризм.

Сложность также состоит и в том, что в науке нет четкого представления и понимания «национальное возрождение». «Для одних – это героическая история и заслуги предков (что способствует мифологизации и идеализации прошлого), для других – скрупулезное соблюдение норм этикета без учета реалий современной жизни (что может приводить к фанатизму)»[2,с.173]. Все эти представления однобоки и приводят к разобщенности как внутри народа, так и между представителями разных этносов.

При Советской власти преподавание во всех школах бывшего СССР, в том числе и в Осетии, было переведено на русский язык, так как роль языка-посредника играл русский. Бытовое же общение народа осталось в сфере национального языка. Сегодня много говорят и спорят о чистоте языка, однако этот вопрос воспринимается в социуме неоднозначно и умозрительно. В Южной Осетии в этом отношении был сделан серьезный, практический шаг, там была разработана программа и комплект учебников начального образования на осетинском языке, однако они не были напечатаны.

На практике осуществить подобный переход сложно, осознается абсурдность полного перехода школьной программы на осетинский язык. В реальности никто не подпишет своего ребенка на подобный эксперимент, так как в глобализационный век основной функцией культуры является социализация личности, которая на базе приверженности только лишь к этничности просто невозможна.

Сегодня возрождаются характерные для горского общества локальные связи: родственные, соседские, социальные, что подсознательно вызывает повышенное чувство взаимовыручки, ответственности и долга перед однофамильцами и это, конечно, хорошо. Но этими связями, в действительности, откровенно спекулируют, обходя порой закон, так как близкого человека, оказавшегося в затруднительном положении, не важно, стечением обстоятельств, либо по своей вине, пытаются вызволить из беды. Здесь традиционализм вступает в явный и открытый конфликт с цивилизационной идентичностью.

В обществе можно встретить немало примеров искажающих «возрожденные» этнокультурные стереотипы, которые могут не иметь ничего общего с архетипом. Так, в Осетии, как в целом на Кавказе переставлены акценты в семейном быту, современный мужчина теряет свой основной статус. Ментальный стереотип о сильном, мудром главе семьи разрушается, а позиции женщины во многих сферах укрепляются. Традиционное мужское главенство в семье становится номинальным, кроме того, стремительно растет количество неполных семей. В новых условиях теряется и сложившийся идеал кавказской женщины: «Воспетые поэтами грациозность, сдержанность, чуткость и гордая осанка горянки могут показаться теперь сильно преувеличенными» [7, с. 29].

Эти процессы вызывают к жизни острые проблемы: партикуляризация этногрупп, социокультурная разобщенность, нетерпимость, возникновение радикальных и негативных настроений в российском обществе. К расколу по национальному признаку в последнее время прибавился и раскол верующих на разные течения, приведший в ряде случаев в мире к массовому противостоянию и кровопролитию. На материале кавказской действительности можно также с уверенностью сказать, что данная стратегия не панацея, так как ни традиционный ислам (суфизм), ни какие-либо другие религиозные течения, ни экстремистский ваххабизм не смогут стать консолидирующим фактором, а их противостояние лишь усугубит дальнейшую дезинтеграцию культур и способствует росту ксенофобии.

Следовательно, глобализация противоречивый процесс современности, стремящийся к универсализации (формированию общечеловеческой культуры), стандартизации, интеграции, нивелировке самобытных черт и в тоже время партикуляризации, этнокультурной локализации всего мирового сообщества, к сохранению, отстаиванию каждым сообществом присущего ему своеобразия. В глобализационном мире все чаще встречаются губительные процессы расшатывания, размывания этнокультур, так как национально-традиционное теснится под натиском унифицированных стандартов современности, что способствует ослаблению этнической идентичности. В ответ на ущемление этничности усиливается всплеск национального самосознания, вызывая в реалии национально-культурное обособление народов, что приводит к внешней разобщенности народов. Необходимо концептуальное осознание понимания «Возрождения» этнокультуры, которое необходимо понимать как внутренний духовный идеал, к которому необходимо стремится, совершенствоваться, ровняться этому стереотипу, что дает ощущение этнической идентичности. На данный момент в обществе встречаются перегибы, подмена одних понятий другими, фактически возрождается и демонстрируется внешняя идентичность, которая прикрывается гордыней, национализмом, что в частности способствует разобщению, а не консолидации этносов и отдельных людей.