Проблема экологической культуры – это проблема прошлого, более из всех времен настоящего и будущего, ибо она касается наследия прошлого, его традиций. В разное время человечество по-разному определяло свое отношение к природе. И настоящее сегодня – это наследие и положительного, и отрицательного. А будущее тоже определяется прошлым. Если прошлое зависимо от сознания, настоящее – от самосознания, то будущее зависит от разума – ноосферного мышления. Ибо ноосферное мышление отдельного человека находится во взаимосвязи с групповым сознанием целого коллектива. Такая взаимосвязь определяет новый статус человека в построении отношения с природой.
Цель исследования. Проведение сравнительного анализа отношения к природе подростков детского дома и подростков, воспитывающихся в семье и обучающихся в условиях одной школы.
Объект исследования. Подростки, обучающиеся в одной школе, среди которых воспитанники детского дома, находящиеся в условиях активного участия в природоохранной и природозащитной деятельности.
Методы исследования. С целью определения отношения подростков к природе использован тест по оценке и самооценке отношения к окружающей природе, а также анкета по исследованию познавательного интереса к предметам биологии и географии.
Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что внимание 91,3 % подростков, воспитывающихся в семье и детском доме привлекает красота явлений природы и изменения, происходящие в ней; природа влияет на эмоции и чувства у 62,7, % подростков; на появление новых мыслей у 78,2 % воспитанников детского дома, у детей семейных – 91.3 %.; 95,7 % подросткам хочется изменить свое поведение и стать лучше под влиянием красоты природы; появляется интерес к познанию у 87,0 % воспитанников детского дома, у семейных – 43.5 %. 78,3 % подростков любят заниматься на природе: рисовать, петь, просто что-то творить. 87,0 % воспитанников детского дома и 60,9 % семейных детей привлекает таинство самой природы и восторгает ее красота и величие. При этом результаты тестирования характеризуют отношение к природе у 94,3 % воспитанников детского дома и у 77,7 % семейных подростков как активное.
Необходимо отметить, что природоохранительная деятельность воспитанников детского дома является лишь одним из условий взаимосвязи подростков с природой, другим условием – разные виды деятельности, характеризующие степень отношения их к природе. Деятельность в природе под влиянием их отношения можно отнести как природозащитной.
Установлено, что основные направления деятельности подростков среди природы зависят от места проживания. Преобладающими видами времяпровождения у подростков является отдых у 83,0 % у воспитанников детского дома и у 100 % – у семейных; отдых, связанный с прогулками, экскурсиями, походами соответственно – 70,0 % и 95,6 %., с играми и развлечениями – 91.6 % и 100 %, со спортом – 91.6 % и 56, % %. Труд в природе не очень привлекателен – 62,0 % и 52,1 %. 62,0 % подростков наблюдают за явлениями природы. Познавательный интерес проявляется в чтении книг, стихов у 50,0 % воспитанников детского дома и у 43,4 % подростков семейных, желание рисовать на природе соответственно – 70,0 % и 60,9 %. Познавательный интерес проявляется в общении с натуралистами, краеведами, биологами, географами у 45,8 % воспитанников детского дома и у 26,0 % детей семейных. Коллекционировать минералы соответственно – 45,8 % и 39, 1 %, собирать цветы и делать гербарии – 50,0 % и 43,4 %.
Природозащитная деятельность сводится к заботе о животных у 87,5 % воспитанников детского дома и у семейных – 69,9 %: к кормлению птиц, слушания их пения – у 58,3 % воспитанников детского дома и у 65,2 % семейных подростков. Степень распространения вида деятельности в общем объеме деятельности совпадает с оценкой детьми степени его значимости, то есть подростки охотно отдыхают, играют на природе, развлекаются (88,0 % и 84,6 %). В отдыхе у воспитанников детского дома предпочтителен спорт (91,6 % и 65,5 %). Познавательный интерес к предметам естествознания у воспитанников детского дома выше, чем у детей, воспитывающих в семье (63,9 % и 47,5 %), природозащитная деятельность также выше у воспитанников детского дома (78,9 % и 62,1 %). Результаты тестирования характеризуют деятельность подростков в природе как не очень активное, сводящуюся в основном к отдыху.
Отношение к природе развивается под влиянием ряда факторов и среди них уроки биологии и географии (80,0 % и 90,0 %), чтения книг (50,0 % и 43,4 %), труд среди природы (87,9 % и 0,5 %) и осознания ее величия (87,0 % и 60,9 %). Убедительно, что у подростков детского дома под влиянием природы выше интерес к знаниям (87,0 % и 43,5 %), творческое вдохновение (78,3 % и 39,1 %), мотивы участия в жизни природы и приобщение к ее красоте. таинству и величию (87,0 % и 60,6 %). Полученные результаты у подростков детского дома показали, что познавательный интерес к биологии и географии стал выше: ранговый показатель с 7-го места по биологии среди других предметов переместился на 2-е, а по географии – на 1-е место.
Выводы
1. Сравнительный анализ характера отношений у подростков детского дома и подростков, воспитывающихся в семье, показал, что развитие отношения к природе лично значимо, отвечает возрастным потребностям в любознательности. При таком отношении к природе наиболее полно развивается их любознательность при включении их в организованную деятельность, в процессе которой закрепляются правила этики абсолютного добра в отношении к природе, создается реальная возможность для пробуждения души в проявлении жалости ко всему живому на Земле.
2. Целесообразно организованная деятельность подростков детского дома создала условия, чтобы каждый мог раскрыть свои интересы в деятельность по охране и защите природы, что обусловило повышение познавательных интересов к учебным предметам по биологии и географии среди других предметов, что свидетельствует о ярко выраженной степени напряженности, качественный анализ выборов (интерес к природе как условие отдыха, к практическим занятиям, к труду на природе, к наблюдениям за явлениями природы и участию в заботе о ней), показал, что наиболее развит интерес к развлечениям у подростков, воспитывающих в семье. Чтение книг и беседы с интересными людьми менее привлекательным, чем наблюдения за красотой явлений природы.
3. С первых дней жизни наш мозг больше всего интересуется переменами в окружающей обстановке. В этом заложен глубокий смысл: сигналы о переменах всегда несли новые знания, необходимые для жизни. Если нет перемен, дети перестают замечать и то, что меняется. Примелькавшиеся явления чаще других ускользают от внимания, а значит и от понимания. Детям нужны впечатления, удивления и восторг, которые приносит красота и величие Матери-Природы. В этой связи уроки биологии и географии требуют иных условий, выходящих за пределы класса для понимания явлений природы и суждения о них в младшем школьном возрасте, и способности строить умозаключения – у подростков.
4. В сфере образовательного процесса по воспитанию экологической культуры преобладает направленность на информированность. Информация не вызывает ответных эмоций, чувств и ощущений, следовательно, и отношения ответственности. Ответственность предполагает способность в самоуправлении: активность в пробуждении души в познании природы, чтобы охранять ее; это и инициатива в духовном возрождении и потребность вступать в отношения с проявлением заботы о ней, как о Матери- Природе; это и самостоятельность в преобразовании своего мышления в ноосферное в регуляции своих отношений с природой; это и организованность своей жизни в природе и через природу, чтобы стать хозяином своей судьбы.