Для более полного понимания конкуренции в международном бизнесе существует необходимость в изучении понятия конкурентоспособности. Понятие конкурентоспособности синтезирует в себе большой комплекс экономических характеристик, определяющих положение фирмы на рынке. Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемые сферой производства, а также факторы, формирующие в целом экономические условия производства и сбыта этих товаров [1].
Конкурентоспособность продукции можно определить, как совокупность потребительских и стоимостных характеристик производимой продукции, которые позволяют ей выдержать конкуренцию на конкретном рынке и в определенном промежутке времени. Конкурентоспособность является динамичной характеристикой потенциальной способности продукции. Эта свойство не является бессрочно приобретённым, так как оно связано с привязкой к определённым рынкам и конкретному времени.
Под конкурентоспособность предприятия понимается способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания продукции на высоком уровне [2].
Конкурентоспособность товара отражает его способность наиболее полно отвечать запросам покупателей в сравнении с аналогичными товарами, представленными на рынке. Она определяется конкурентными преимуществами: с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами, с другой – ценами, устанавливаемыми продавцами товаров [3]. При этом, под конкурентоспособностью понимают такую характеристику продукции, которая демонстрирует ее характерные отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Поскольку конкуренция компаний на рынке трансформируется в вид конкуренции самой продукции, происходит возрастание значения качеств, которыми наделяется продукция фирмой, изготовившей и продающей ее на рынке.
Следовательно, товары вынуждены синтезировать в себе помимо набора разнообразных технических, эстетических и эргономических свойств, также и условиям их реализации, таких как сервисное обслуживание, ценовая политика, сроки поставки, рекламная активность фирмы производителя, имидж компании производителя [4]. Для определения конкурентоспособности необходим целый комплекс потребительских характеристик, как качественных, так и количественных, которые способствуют удовлетворению особым условиям рынка. При достижении конкурентоспособности продукции упрощается и ускоряется её реализация, причём существует возможность выбрать наименее затратные каналы сбыта. Фактически продукт проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям, которые формируются за счёт вкусов и потребностей группы покупателей, то есть определённого сегмента рынка, в связи с этим понятие конкурентоспособности является всегда конкретным, то есть привязанным к определённому рынку и времени [5]. Реализация товара на коммерчески выгодных условиях возможна лишь на конкретном рынке и в определенных условиях конкуренции.
У конкурентоспособности существует прямая зависимость от степени удовлетворенности покупателя товаром и определяется только тем набором определённых свойств и качеств, которые представляют бесспорный интерес для определенной группы потребителей [6]. В этом случае иные свойства и характеристики продукции не принимаются во внимание. При этом надо иметь ввиду, что один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем и наоборот.
Таким образом, конкурентоспособность товара может меняться, реагируя на изменения конъюнктуры рынка, воздействия рекламного давления, а также проявления разнообразных внутренних и внешних по отношению к товару факторов.
Существуют факторы, которые определяют конкурентоспособность предприятия. Одним из наиболее важных из них является качество продукции и услуг. Также существенное влияние на конкурентоспособность оказывает наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта, уровень квалификации и профессионализма персонала и менеджмента. Основное значение в современных условиях ведения международного бизнеса приобретает технологический уровень производства и доступность источников финансирования, а также способность внедрения новых технологий [7]. Налоговая среда, в которой действует предприятие, также имеет влияние на конкурентоспособность. Кроме того, на конкурентоспособность влияют преимущества в гарантийном и послегарантийном сервисе, рекламе, имидже производителя, а также ситуация на мировом рынке, колебания спроса. Высокий уровень конкурентоспособности товара говорит о целесообразности его производства и о том, что существует возможность выгодной продажи [8].
На конкурентоспособность продукции оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Под внутренними факторами понимается внутренняя среда предприятия: элементы, составляющие экономический потенциал предприятия, который можно определить, как совокупность ресурсов компании и эффективность их использования. Под внешними факторами понимается все, что находится за пределами компании. При эффективном использовании внутренних факторов продукция предприятия получает конкурентные преимущества, а применение внешних факторов позволяет говорить о конкурентоспособности продукции.