Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2166 KB

Предмет «Концепции современного естествознания» (КСЕ) рассматривает, как известно, основные достижения совокупности наук о природе (в первую очередь физики, химии, геологии, космологии, биологии) и призван заменить полноценные курсы этих дисциплин для студентов гуманитарных и экономических специальностей высших учебных заведений. Ранее [1] были изложены основные проблемы, связанные с преподаванием этой дисциплины в техническом вузе. В Уфимском государственном нефтяном техническом университете (УГНТУ) дисциплину КСЕ в течение одного семестра изучают студенты-первокурсники экономических специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение» и «Менеджмент». В программу обучения входил лекционный курс и практические занятия. Далее студенты сдавали письменный коллоквиум и в конце семестра – дифференцированный зачет. В настоящей работе представлен сравнительный анализ успеваемости по данному предмету за семестр студентов трех групп двух потоков, поступивших в университет в 2013 и в 2014 году. Номер группы соответствует одной и той же специальности. Таким образом, можно проследить динамику успеваемости на данном временном отрезке при одинаковых программных требованиях и времени обучения в каждой группе.

Результаты краткого анализа представлены в таблице.

Прежде всего, обращает внимание заметное снижение учебных показателей у студентов 2014 года поступления. Это наглядно просматривается по всем трем итоговым параметрам: успеваемости (% оценок без «двоек»), качеству (% оценок без «двоек» и «троек») и среднему баллу. Особенно провальная картина наблюдается у группы № 1 2014 года. Но и без нее очевидно, что контингент студентов последнего учебного года заметно слабее предыдущего.

Каковы причины проблем, возникшие на зачете? Их можно кратко суммировать в одной фразе: весьма посредственная школьная база знаний по естественнонаучным дисциплинам, в первую очередь, по физике и химии. А ведь эти знания очень нужны будущим экономистам предприятий по добыче нефти и газа, а также нефтеперегонных и нефтехимических заводов. Вот типичные вопросы из билетов зачета, вызвавшие затруднения у большого числа студентов:

Оценки

на зачете

Успеваемость (%)

2013-14 учебный год

2014-15 учебный год

Группа №1

Группа №2

Группа №3

Группа №1

Группа №2

Группа №3

Отл.

Хор.

Удовл.

Неуд.

30

40

30

-

31

45

14

10

32

32

16

20

-

6

35

59

5

15

70

10

8

17

54

21

Успеваемость

100

90

80

41

90

79

Качество

70

76

64

6

20

25

Средний балл

4.00

3.97

3.74

2.47

3.15

3.13

1. Первое начало термодинамики. Его общее выражение и вид для изохорного процесса.

2. Континуальная концепция. Гармоническое колебание и его уравнение.

3. Концепция химического строения. Изобразить структурные формулы всех возможных изомеров состава С2Н6О.

4. Концепция окисления-восстановления в химии. Назвать окислитель и восстановитель в представленной химической реакции.

5. Суть теории креационизма.

Этот список можно было бы продолжить и далее. Весь материал достаточно подробно излагался в лекциях и прорабатывался на практических занятиях. Помимо этого в начале курса студентам был рекомендован ряд удачных, на мой взгляд, учебных пособий по КСЕ, в частности монографии [2, 3]. Однако, несмотря на все усилия, статистика двух лет показала монотонное снижение успеваемости. Главный вывод: решение проблемы требует как повышения школьного уровня преподавания физики и химии, так и организации специальных дополнительных занятий в вузах для проблемных студентов. С учетом важности повышения качества вузовского образования, последняя мера сейчас более актуальна, поскольку ее осуществление зависит только от организующих усилий администрации конкретного университета.