Проблема психологической адаптации к стрессовым ситуациям в среде студенческой молодежи приобретает на сегодняшний день особую актуальность в связи с постоянно возрастающими требованиями, предъявляемыми социумом к личности специалиста-выпускника высшей школы. Специалисты с высшим образованием позиционируются членами общества как потенциальные профессиональные кадры, ответственные за экономическое, социальное и техническое развитие страны. Подобное положение вещей требует от выпускников владения качествами не только профессионального, но и личностного плана. Современные условия жизни требуют от молодежи, прежде всего студенческой, мобильной реакции на имеющие место социально-экономические изменения. Это связано с ключевой ролью студенчества как будущих образованных кадров в структуре социального потенциала страны.
Адаптивность к стрессовым ситуациям в этой связи выступает актуальной проблемой для изучения современной молодежи. Настоящее исследование имеет целью изучение адаптивности студенческой молодежи в стрессовых ситуациях, поскольку именно период студенчества являет собой основное время становления базовых социогенных потенций личности (Б.Г. Ананьев). При этом мы опирались на изучение личностных особенностей студентов, способствующих снижению способности психологической адаптации, поскольку своевременное выявление и профилактика дезадаптивного поведения может способствовать формированию личности студента как профессионала [1].
Как было сказано ранее, одной из составляющих адаптационного процесса выступает состояние стресса. Стресс понимается в данном контексте как неспецифическая (неестественная) реакция организма на существующие внешние или внутренние условия. требования. Стресс, являя собой «подготовительный» этап возбуждения и физической активации организма, представляет собой условие адаптации. Современная психологическая наука рассматривает стресс как позитивная адаптивная реакция, которая мобилизует организм. Одним из стрессовых стимулов как раз и является поступление в высшее учебное заведение, предполагающее функционирование личности в новой, непривычной социальной среде. Адаптационный процесс уникален по характеру и зависит от особенностей личности студента, а также от гибкости нервной системы [2].
Настоящее исследование базируется на анализе многоуровневого личностного опросника «Адаптивность», разработанном А.Г. Маклаковым и А.Г. Чермяниным. Опросник направлен на изучение способности личности к социально-психологической адаптации и диагностику ее уровня. При этом во внимание принимаются некоторые психофизиологические и социально-психологические качества, демонстрирующие общие особенности психического и социального развития: уровень адаптивных способностей, коммуникативных особенностей и моральной нормативности. Выборку исследования составили студенты КарГУ с первого по завершающий курсы, в количестве 200 человек.
Обратимся непосредственно к результатам исследования. Так, во-первых, осветим ответы всех испытуемых по шкале «адаптивные способности» опросника: высокие баллы были выявлены у 47 % студентов первого курса, 58 % студентов второго курса, 58 % студентов третьего курса, 62 % студентов выпускного курса; низкие баллы были отмечены у 53 % студентов-первокурсников, 42 % второкурсников, 42 % третьекурсников, 38 % четверокурсников. Во-вторых, отметим результаты шкалы «нервно-психическая устойчивость»: высокие баллы были зафиксированы у 55 % студентов первого курса, 74 % студентов второго курса, 64 % студентов третьего курса, 70 % студентов четвертого курса; низкие баллы были отмечены у 45 % студентов первого курса, 26 % студентов второго курса, 36 % студентов третьего курса, 30 % студентов выпускного курса. Обратимся к освещению результатов по шкале «коммуникативные особенности»: высокие баллы были отмечены у 45 % обучающихся первого курса, 71 % студентов второго курса, 59 % испытуемых третьего года обучения, 48 % выпускников; низкими баллами по рассматриваемой шкале характеризуются ответы 55 % первокурсников, 29 % второкурсников, 40 % студентов третьего курса, 52 % студентов выпускного курса. Результаты анализа шкалы «моральная нормативность» выглядят следующим образом: высокие баллы были отмечены у 85 % студентов первого курса, 80 % студентов второго курса, 85 % студентов третьего курса, 90 % выпускников; низкие баллы были зафиксированы у 15 % студентов первого курса, 20 % студентов второго курса, 15 % студентов третьего курса, 10 % студентов завершающего курса.
Обратимся к интерпретации полученных данных. Ответы студентов первого года обучения позволяют сделать вывод об их сравнительно низком уровне адаптивности. В то же время студенты второго курса вуза характеризуются наиболее успешным течением адаптационного процесса. При этом отмечается следующая тенденция: показатели моральной нормативности изменяются в сторону увеличения у студентов каждого последующего курса. Следует также отметить аналогичное увеличение уровня нервно-психической устойчивости и адаптивных способностей, о чем свидетельствует увеличение количества студентов, чьи показатели уровня адаптивных способностей считаются высокими, на 15 %, а также вычисленный t-критерий Стъюдента, равный 1,98. Последний факт, в частности, свидетельствует о значимости различий между студентами первого и последнего курсов высшей школы. Полученные результаты позволяют прийти к выводу о переживании критических настроений студентами выпускного курса, что может быть связано с насыщенной программой обучения на последнем курсе вуза, а также предстоящей подготовкой и защитой дипломного исследования. Критическое состояние проявляется в повышении уровня тревожности, снижением коммуникативных потребностей, и чревато переходом в экзистенциальный кризис (суть которого сводится к страху перед будущим), разрешение которого предполагает помощь внешнего характера. Таким образом, эмпирически было доказано, что студенты первого и последнего курсов нуждаются поддержке педагогов и психологов в связи с повышенной вероятностью подверженности стрессу и, как следствие, снижением уровня адаптивности в условиях высшей школы. В данном контексте ключевым условием снижения риска возникновения стрессовых состояний у студентов, а также оптимизации их адаптивных способностей является функционирование психологической службы вуза, нацеленной на психологическое сопровождение образовательного процесса. Функционирование психологической службы, согласно актуальной на сегодняшний день концепции образования, ориентировано на диагностику и совершенствование благоприятной среды для развития творческих начал и социального потенциала студентов среды, что позволяет обеспечить необходимые условия для стабильности психического здоровья личности [3].