Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2154 KB

Менеджмент качества как обособленная научная дисциплина, постепенно развивается в поле научного дискурса. При этом в области высшего образования существует несколько специализаций, относящихся к данному полю исследования [1]: менеджмент качества, управление качеством, стандартизация и метрология.

Не смотря на различия между данными понятиями, все их можно отнести к проблемам и вопросам менеджмента качества, которые должны быть отражены в программах высшего образования [4].

Отметим, что в менеджменте качества и образовательных программах, наблюдается схожая динамика [3]. Так квалиметрия и советские разработки в области управления качеством ориентированы на технические показатели. Мнение и оценка потребителя, а также маркетинг продукции до XXI века в России практически не учитывались. На сегодняшний день эта проблема успешно решается с помощью внедрения в жизнь современных зарубежных систем оценки и управления качеством продукции, а также принятием Россией системы международных стандартов [5]. На наш взгляд, при разработке новых отечественных концепций следует обратить внимание на опыт разработок системы всеобщей информатизации, накопленный в 1960-е-1970-е годы. Возможно, что именно сейчас, когда автоматизированный сбор и обработка данных выходят на первое место в системах управления качеством [2], идеи советских программистов и экономистов могут оказаться полезными.

При этом, в последние 150 лет наблюдалась стремительная эволюция систем управления качеством по всему миру [7]. Активное развитие промышленного производства привело к появлению множества теорий и концепций, основным источником которых стали развитые страны.

Находя значительное количество сходных элементов в отдельных отечественных концепциях и зарубежных, следует отметить, что зарубежные системы управления качеством более ориентированы на экономическую составляющую, в отличие от отечественных, в которых преобладает техническая компонента [6]. То есть можно говорить о техноцентричности отечественных СУК и экономоцентричности зарубежных подходов к оценке и управлению качеством.

На наш взгляд, можно говорить о том, что в современной экономике оба подхода дополняют друг друга и при совместном применении позволяют добиться синергического повышения эффективности.