Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2278 KB

Одной из актуальных проблем современного образования является проблема его качества. Современная концепция образования ориентирована на компетентностный подход в обучении, где особое место отводится проектированию и созданию фондов оценочных средств (ФОС). Ориентируясь на нормативно-правовые документы (ФГОС ВПО) и научно-методические материалы (работы А.А. Александрова, М.В. Дубовой, В.В. Минаева, Н.С. Михайловой, Н.В. Рябовой и др.), следует понимать, что фонд оценочных средств является доказательной базой гарантии качества подготовки специалистов.

ФОС на уровне учебной дисциплины включает оценочные средства (ОС), которые могут быть представлены заданиями содержательно-технологического, предметно-результативного, субъектно-реализационного видов, и методическими материалами, содержащими процедуру оценивания на каждом этапе контроля: технологии и методы обработки результатов оценивания компетенций, рекомендации по интерпретации результатов и др. Рассмотрим оценку сформированности компетенций на примере дисциплины «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» (направление подготовки «Психолого-педагогическое образование» (магистерская программа «Психология и педагогика инклюзивного образования»)). В ходе изучения данной дисциплины Государственный образовательный стандарт требует формирования следующих компетенций: ОПК-1; ОПК-2; ОПК-4; ОПК-6 [3].

При оценке компетенций в рамках компетентностного подхода целесообразно использовать уровневую модель [2]. Первый уровень – «знать». В процессе освоения вышеназванной дисциплины магистрант должен знать: закономерности психического развития человека в разные возрастные периоды; роль биологических, социальных, педагогических факторов в развитии личности; методы и технологии психолого-педагогической деятельности; современные технологии проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности; сущность междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности; особенности формирования психологического климата в образовательной организации. Оценивая сформированность компетенций на данном уровне, целесообразно использовать тест (форму контроля, направленную на проверку владения терминологическим аппаратом, конкретными знаниями в области педагогических дисциплин), реферат, выступление на семинаре, научной конференции, предоставление аннотированного каталога по теме собственного научного исследования.

Второй уровень – «знать», «уметь». Данный уровень включает следующие умения: выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся; использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности; применять современные технологии проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности; решать задачи в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений в образовательной организации.

В заданиях, оценивающих сформированность компетенций на втором уровне, нет явного указания на способ выполнения, и магистрант для их решения самостоятельно выбирает один из освоенных способов. С этой целью можно использовать метод кейса (Case Study), практико-ориентированные задания, составление портфолио и др. [1]. Решение обучающего кейса можно предложить на семинарском занятии или в качестве задания для самостоятельной работы. Например, в разделе программы «Педагогическое взаимодействие. Организация и управление общением» магистрантам на семинарском занятии предлагался кейс (описание ситуации, вопросы, литература – доводятся заранее). Ситуация: конфликт между родителем и классным руководителем. Жалоба родителя (мамы ученика 7 класса) на предвзятое, по ее мнению, отношение к оценке учебной и внеучебной деятельности ребенка со стороны классного руководителя (он же – учитель литературы). Вопросы к ситуации: 1) Что могло послужить исходной причиной возникновения конфликта? 2) Выделить проблемные позиции сторон. 3) Предложить методы коррекции создавшейся ситуации. 4) Возможно ли участие других специалистов школы в разрешении конфликта?

В качестве практико-ориентированных заданий магистрантам предлагалось смоделировать этапы собственного научного исследования, проводимого в рамках написания магистерской диссертации; проанализировать и оценить возможности метода педагогического эксперимента в представлении целостной картины профессионального становления педагога в системе современного образования; составить банк методик диагностики психических процессов, разработать программу педагогического изучения ребенка; спроектировать направления совместной деятельности педагогов и сотрудников образовательных организаций по оптимизации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса; составить рекомендации учителю начальных классов по профилактики и конструктивному разрешению конфликтов в классе, где есть учащиеся с ограниченными возможностями здоровья; обсудить рекомендации на семинарском занятии, выяснить мнение учителя базовой школы по данной проблеме.

Третий уровень – «знать», «уметь», «владеть». Освоение компетенций на данном уровне предполагает владение: технологиями проектирования взаимодействия с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся; научно-обоснованными методами и технологиями психолого-педагогической деятельности; навыками организации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности; современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности.

Содержание заданий, оценивающих сформированность компетенций на данном уровне, предполагает использование комплекса умений и навыков, для того чтобы магистрант мог самостоятельно сконструировать способ решения, комбинируя известные ему варианты. К числу таких заданий можно отнести проектную деятельность. В процессе работы над проектом преподаватель берет на себя роль фасилитатора, консультанта. Успех проектной деятельности обеспечивает позиция равноправного сотрудничества магистрантов с преподавателем, который стимулирует познавательную самостоятельность и творческую активность авторов проекта.

В качестве примера приведем темы проектов: «Деятельность психолога по изучению психологического климата в педагогическом коллективе образовательной организации», «Деятельность классного руководителя по включению нового ученика в коллектив учащихся», «Взаимодействие специалистов образовательной организации по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с трудностями в обучении» и др. Критериями оценки проекта являются: соответствие содержания теме; полнота, последовательность, логичность раскрытия темы проекта, ее научная обоснованность; качество представления материалов проекта. При защите проекта оценивается уровень владения материалом; культура речи, эмоциональность, грамотность; уверенность и доказательность аргументации своей точки зрения; эстетика оформления материалов презентации; полнота, глубина ответов на вопросы.