Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1
2085 KB

Свидетельством качества образования может служить совпадение реального результата образовательной деятельности с ее идеальной целью, и если одной из целей российского образования выступает формирование нравственного, инициативного, компетентного гражданина России, ответственного за будущее своей страны, то неизбежно встает вопрос о механизме оценки эффективности образовательной деятельности по реализации заявленной цели. В каких показателях замерять результат нравственного образования для адекватной оценки его качественности? Если качество гносеологического содержания компетенций выпускников может быть представлено в количественном выражении, например, с помощью различных контрольно-измерительных материалов, то качество ценностно-смыслового содержания компетенций сложно замерить тестами и выразить в каких-либо квалиметрических шкалах. Между тем, гносеологические и аксиологические аспекты образовательной деятельности должны быть неразрывно связаны: знание, выступающее целью обучения, должно выполнять и нравственные задачи, определяющие ценностные составляющие и общегуманистический смысл процесса воспитания. Образование, вписывающее человека в контекст культуры, строится на трех столпах духовной эволюции человечества: Истина, Добро и Красота. Эти ценности выступают также основанием разнообразных свойств человека, составляющих его родовую сущность, требующую своей реализации в процессе образования человека. «… В процессе образования должен быть получен образ человека со всеми его сущностными силами, потребностями, ценностями, идеалами» [1; с. 138], что служит свидетельством эффективности образования как процесса актуализации потенциального образа человека в качестве homo sapiens и homo moralis, ибо, перефразируя Аристотеля, разумно то, что морально, как и морально то, что разумно.