Компетентностно-практическая направленность федерального государственного образовательного стандарта является его важным преимуществом, но для достижения желаемого результата необходимо создание определенных условий. После перехода на ФГОС значительно возросла нагрузка на базы практики, что не способствует повышению качества отработки практических навыков и умений и это связано не только с увеличением видов практики. Ситуация усугубляется еще и тем, что последние 3 года прием студентов на лечебный факультет увеличился более чем в 1,5 раза. Таким образом, в помощь младшему и среднему медперсоналу больниц сейчас направляется в 2,5-3 раза больше студентов лечебного факультета, чем в прошлые годы. При сохранившемся наборе на бюджетные места это увеличение произошло за счет приема студентов для обучения на компенсационной основе, а как показывают результаты ЕГЭ и первых сессий в Университете, базовый уровень знаний данного контингента ниже, чем у студентов обучающихся на бюджетной основе. Поэтому, чтобы не допустить нивелирования преимуществ нового образовательного стандарта, вопрос оптимизации учебного процесса во время прохождения учебной и производственной практик на младших курсах является весьма актуальным [1, 2].
Для обеспечения эффективности учебного процесса во время практики в организационной работе в последнее время сделан акцент на два направления – снижения нагрузки на одно рабочее место студента-практиканта за счет увеличения количества баз практики и предоставление возможности двухсторонней коммуникации «студент-руководитель практики», учитывая, что возросший прием на 1 курс обеспечивается, прежде всего, за счет проживающих за пределами г. Саратова, а большинство иногородних студентов младших курсов стремится проходить практику по месту жительства [3, 4].
Последние 2 года стали заключаться договора на практику студентов не только с государственными медицинскими учреждениями г. Саратова и Саратовской области, но и частными клиниками, больницами Пензенской, Ростовской, Московской областей и Краснодарского края. Для оптимизации работы с возросшими потоками студентов к договору прикладываются график прохождения и программы учебной и производственной практик студентов 1-3 курсов, чтобы каждый из 3-х летних видов практики получил соответствующее ему практическое наполнение. При наличии заинтересованности принимающей стороны и возможности предоставления жилья на безвозмездной основе стали организовываться выездные циклы практики в районных больницах Саратовской области для студентов, проживающих в г. Саратове или других регионах. В некоторых районных больницах из-за малого количества больных в летний период нагрузка во время производственной практики для студентов-практикантов невелика. Для таких студентов обязательным является представление на экзамене не только дневника практики, но и реферата, выполненного в стиле научно-исследовательской работы или обзора литературы. Причем при проведении учебно-исследовательской работы всегда имеется возможность для консультаций с преподавателем, так как для организации и контроля практики студентов в ЛПУ Саратовской области выделяется 15 преподавателей, за которыми закрепляется 1-3 районных больницы.
Для выезжающих за пределы Саратовской области определяющим фактором эффективности учебного процесса во время практики является правильная организация дистанционного образования, что подразумевает под собой не просто размещение учебно-методической информации на сайтах и образовательных порталах, а правильная организация самостоятельной работы студентов с использованием оптимально структурированной интернет-среды [4, 5]. Для обеспечения консультации с преподавателем была создана возможность как непосредственного общения с преподавателем с использованием сети интернет и ее современных возможностей, так и посредством электронной почты.
Таким образом, более активная работа с иногородними студентами-практикантами младших курсов и принимающими их медицинскими учреждениями, правильная организация и вовлечение студентов и преподавателей в процесс дистанционного общения позволяет обеспечить полноценную самостоятельную работу студентов во время производственной практики и при итоговом контроле знаний, умений и навыков получать, в основном, хорошие и отличные результаты.