Ответственность – это обязательство выполнять задания и обеспечивать достижение результата. Ответственность относится к определенному субъекту и характеризует круг задач и обязанностей.
Существует социальная ответственность, которая выходит за рамки требований, устанавливаемых законом, и означает добровольное решение следовать социальным нормам, ценностям, моральному долгу, принимая активное участие в решении социальных проблем.
Определяя уровень социальной ответственности руководителя, следует учитывать широкий круг задач и полномочий менеджмента организаций, а также значительную величину издержек упущенных возможностей, связанных с управленческими ошибками, некомпетентностью или бездействием.
Социально ответственный менеджер стремится: определять для подчиненных смысл и значение осуществляемых процессов; способствовать развитию полноценных партнерских отношений между членами рабочей группы; демонстрировать социально ответственное поведение, активную жизненную позицию и широкий спектр знаний, умений, навыков.
Социальная ответственность менеджмента трактуется неоднозначно. С точки зрения утилитарных концепций рыночной капитализации и богатства акционеров, организация должна обеспечивать эффективное использование ресурсов, создавая необходимые обществу товары и услуги. Ее главной целью и критерием эффективности управленческих решений остается максимизация прибыли или увеличение богатства акционеров. Таким образом, социальная ответственность менеджеров лежит в сфере пересечения корпоративных интересов, интересов всех групп, составляющих организацию или с ней взаимодействующих, и интересов общества в целом. Социальная ответственность менеджера простирается за пределы внутренней среды организации, основываясь на корпоративных принципах и ценностях, выстроенных в соответствие с социально одобряемыми поведенческими образцами.