Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1
2126 KB

Современное общество как никогда ориентировано на искусство, вернее – на его продукт, на репродукцию искусства, на его эрзац. Нынешняя культурная ситуация в России соответствует культурному типу римского плебса, с гедонистической ориентацией «Хлеба и зрелищ!». Вытеснив на задний план ценностно-гуманистическое предназначение, искусство сводится к индустрии развлечений, следуя за преходящими потребностями человека во все новых формах удовлетворения его чувственности. Между тем, наряду с псевдоискусством существует высокое искусство. Эта двоякость современной культуры детерминирует новую проблему. Элитарная культура стремится стать все менее понятной большинству, что не оправдано; массовая культура опускает искусство до пошлости, примитивна, но так же облекается в «околоэлитарную» оболочку, что позволяет массе фетишизировать ее проявления. Искусство становится той же меркой, как материальное богатство: демонстрация духовного накопительства позволяет отнести человека к определенному культурному классу, что противоречит назначению искусства, призванного не разъединять людей, а объединять силами Любви и Красоты. Не обесценивает ли тем самым искусство, выражая декаданс, отсутствие цели либо ее замещение единичным стремлениями, саму жизнь? Искусство больше не направляет жизнь общества, задавая ему культурные образцы; оно следует за повседневностью, ориентируясь на сиюминутные потребности массового потребителя: «В условиях глобальной коммерциализации искусства, несомненно, трудно подняться над смакованием сиюминутной обыденности и высветить ее глубинный сакрально-гуманистический потенциал, возвышая нравственно-эстетические потребности людей и выводя их за пределы узко эмпирического существования» [1].