Современная общеобразовательная школа является особой средой жизненного обитания ребенка, в которой он должен не только учиться, развиваться и образовываться, но также формироваться как уникально-неповторимая и самобытная личность. Именно в школе ученики приобретают опыт самопознания, раскрытия и полномерной реализации своих способностей, жизненно необходимых для эффективного функционирования в социуме. Включая школьников в многообразные виды культуротворческой деятельности, педагоги способствуют успешному самовыражению, формированию адекватной самооценки и нравственно оправданного отношению к самому себе и окружающему миру, ведь «одной из задач модернизации образования является формирование интеллектуальной элиты нации, с развитым чувством собственного достоинства, осознанием своей свободной, творческой сущности, чувством ответственности за возможный выбор в границах этой свободы и пониманием нравственного долга перед самим собой, другими людьми, Родиной, человечеством» [1; с. 152].
В целях духовного воспитания учащейся молодежи важно применять весь арсенал форм, средств и методов его эффективной реализации. К числу наиболее популярных действенных средств можно отнести литературу, кинематограф, живопись, музыку. Именно искусство призвано создавать новый мир человека силой творческого вымысла: «Историческая миссия искусства детерминирует его моральную устойчивость, прогрессивность и гуманизм, невзирая на любые эпохальные изменения и неблагоприятные общественные условия» [2].