Кризис духовной сферы жизни современного человечества обусловлен во многом разрушением традиционных оснований семьи: любовь как милосердие и жертвенность, как труд по обновлению и гармонизации отношений, как пожизненная верность единожды выбранному партнеру через все перипетии судьбы перестает быть основанием семьи и брака. Если труд – фактор морфологической эволюции человека, то лень – двигатель научно-технического прогресса, цель которого – в удовлетворении человеческой потребности в удовольствии и минимизации затрат на получение искомого удовольствия. Нежелание трудиться, ориентация на легкость и доступность удовольствия коснулись и семейно-брачной сферы: вместо трудной работы по самосовершенствованию, поиску и актуализации своего идеального Я, молодые люди ищут совершенства вовне, выбирая новых партнеров в поиске идеального Ты. В результате разводов страдают дети – невольные жертвы неумения родителей трудиться над отношениями, неумения творить, любить, выбирать и нести ответственность за свой выбор, в то время как именно семья ответственна за становление человека: «Созданный природой «человеческий материал» – всего лишь потенция человека, нуждающаяся в оформлении в полноценного человека посредством его включения в единое поле культурноисторической деятельности человечества» [1; с. 137]. Разрываются межпоколенные связи в семье; рождение детей становится обузой: «…в условиях … падения общего уровня благосостояния народа, культивирования экономического индивидуализма, размываются социальные и нравственные ориентиры, угасает дух солидарности и братства» [1; с. 3]. Таким образом, духовный прогресс общества невозможен без разрешения кризиса семьи и возрождения ее традиционных устоев.