Приоритетное значение для российского туризма имеет развитие туристского продукта регионов с наибольшим потенциалом туристских ресурсов. Туризм, развивающийся на основе уже существующих природных и историко-культурных рекреационных ресурсов, является более рентабельным по сравнению с ситуацией, когда эти ресурсы нужно создавать. Но далеко не каждый регион способен обеспечить долговременное устойчивое развитие туризма на своей территории. Это связано не только с отсутствием ценных рекреационных ресурсов, но и, например, с узкой промышленной специализацией ряда регионов. Казалось бы, зачем развивать туризм в регионах, которые и так развиты за счет промышленности. Но, если промышленный регион имеет богатый природный и историко-культурный потенциал, то почему бы не использовать его как альтернативный источник дополнительных финансовых вливаний в экономику.
Кемеровская область, известна в России как край угля, металлургии и химии, при этом на первое место по значимости для региона, выходит угольная промышленность, так как даже второе название региона – Кузбасс (Кузнецкий угольный бассейн) – связано с углем. Но, в последние годы Кузбасс начал позиционировать себя не только как промышленный регион, но и как центр туризма для жителей Сибири и других территорий страны [1]. Туризм в Кузбассе развивается сравнительно недавно, но с каждым годом это направление совершенствуется, и увеличивается спрос на туристско-рекреационные услуги. Кемеровская область располагает всеми необходимыми ресурсами для развития спортивного, культурно-познавательного, оздоровительного, делового и некоторых других видов туризма, но занимает пока достаточно скромные позиции на отечественном туристском рынке, по сравнению не только с центральными регионами, но и с рядом соседних регионов, которые уже многие десятилетия позиционируют себя как туристские (Алтайский край, Красноярский край). Причин у данной ситуации несколько:
– устоявшийся имидж промышленного региона;
– отсутствие растиражированного яркого образа Кузбасса, подчеркивающего его уникальность и привлекательность именно с туристической точки зрения;
– отсутствие четко разработанных механизмов не просто привлечения туристов, а четко разработанной программы по формированию такого туристского продукта, который бы привлекал потенциальных потребителей систематически и др.
Но, несмотря на это, за последнее десятилетие Кемеровская область по многим показателям развития туризма значительно упрочила свои позиции и продолжает их наращивать.
Основной целью наших исследований являлось определение региональных особенностей и перспектив дальнейшего развития туристско-рекреационной отрасли в Кемеровской области на основе SWOT–АНАЛИЗА.
Цель SWOT–анализа в туризме заключается в определении перспектив развития туристско-рекреационной отрасли, на базе которого формируются основные стратегические направления. Рассматриваемые сильные стороны туристско-рекреационной отрасли должны получить свое дальнейшее развитие и как можно больше снизить угрозы. При большом количестве сильных сторон должно происходить одновременно устранение слабых сторон и учет потенциальных угроз, которые могут снизить конкурентоспособность и привлекательность продукта.
Проведенный анализ позволил нам, прежде всего, выделить наиболее сильные стороны туристско-рекреационной отрасли Кемеровской области:
– благоприятное географическое положение, обусловленное расположением региона в центре материка, соседством с рядом регионов Сибири и близостью к государственной границе с Казахстаном и Монголией делает территорию области доступной для большого числа туристов;
– контрастные климатические условия способствуют развитию многих видов туризма (летних, зимних, круглогодичных);
– разнообразие и уникальность природно-ресурсного потенциала области увеличивают ее аттрактивность по сравнению с соседними регионами;
– хорошая транспортная доступность и оптимальное качество дорог повышают туристскую привлекательность территории;
– богатое национально-культурное наследие раскрывает потенциал для дальнейшего развития историко-культурного, познавательного, этнографического и других видов туризма;
– опыт проведения спортивных мероприятий всероссийского и международного класса показывает высокий уровень организаторских способностей населения и относительно хорошую подготовленность материально-технической и социальной базы для масштабных мероприятий;
– значительный потенциал гостеприимства оказывает положительное влияние на восприятие туристами регионального туристского продукта и впечатлений от него;
– достаточное число образовательный учреждений, в которых ведется подготовка кадров для сферы туризма;
– поддержка инициатив в сфере туризма Администрацией Кемеровской области.
Сильные стороны показывают, что Кемеровская область имеет достаточно высокий потенциал для развития туризма и конкурентоспособность по отношению к другим регионам. Для полноценности анализа стоит рассмотреть слабые стороны, которые нуждаются в корректировке:
– недостаток средств размещения, что снижает возможность приема большего числа туристов;
– нехватка объектов отдыха и несовершенство индустрии развлечений (особенно для семейных туристов), это способствует сужению сектора туристической привлекательности для населения;
– относительно высокая степень износа материально-технической базы и инфраструктуры туризма, что усложняет развитие туристской отрасли;
– промышленная специализация региона, которая снижает привлекательность Кузбасса из-за напряженной экологической обстановки;
– достаточно низкое разнообразие туристских продуктов в сравнении с огромным туристско-рекреационным потенциалом региона, из-за неполной реализации этого потенциала;
– слабая инвестиционная привлекательность региона, связанная с тем, что инвесторам выгоднее вкладываться в развитие промышленности, а не туристской индустрии в Кузбассе;
– недостаток квалифицированных кадров, которые бы отвечали современным требованиям индустрии туризма, как следствие новизны туристской отрасли в регионе;
– отсутствие взаимодействия и согласования действий между образовательными учреждениями, готовящими специалистов и предприятиями отрасли региона;
– недостаток квалифицированных преподавательских кадров в сфере туризма;
Перечисленные слабые стороны, представляют собой существенные преграды для развития туризма в регионе, но большинство из них являются решаемыми, при разработке мероприятий в соответствии с дальнейшим развитием области в целом. На основе выделенных сильных и слабых сторон нами были определены возможности и угрозы реализации туристической деятельности в Кузбассе.
Возможности реализации туристско-рекреационной сферы на территории Кемеровской области:
– позиционирование сильных сторон и конкурентных преимуществ Кемеровской области за счет разработки инновационных маркетинговых механизмов, способствующих привлечению в регион международных и отечественных туристов;
– формирование единого туристско-рекреационного пространства (кластера) с соседними регионами, что позволит создать разнообразный, многовидовой, доступный туризм, и снизить конкуренцию между регионами, так как в едином туристско-рекреационном пространстве появится четкая специализация каждого региона за счет его сильных сторон;
– создание уникальных турпродуктов международного уровня с полным комплексом брендовых услуг и высоким уровнем сервиса, четко отличающих наш регион от других;
– решение экологических проблем региона за счет привлечения федеральных средств и средств международных организаций, что повлечет за собой повышение общей привлекательности региона и развитие экологического туризма и оздоровительного отдыха;
– дальнейшее развитие современной инфраструктуры путем строительства гостиниц и других средств размещения разного уровня комфортности для удовлетворения рекреационных потребностей туристов с различным уровнем дохода;
– совершенствование профессионального туристского образования с учетом региональных особенностей развития туризма;
– организация и усовершенствование системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров для туристской отрасли, что позволит обеспечить квалифицированными работниками сферу туризма и снизить проблему занятости местного населения;
– удовлетворение потребностей населения в краеведении, что повысит интерес местных жителей к своему региону и увеличит объем внутренних турпотоков.
Опираясь на перечисленные возможности, необходимо учитывать потенциальные угрозы, которые могут значительно повлиять на развитие туризма в регионе:
– низкая платежеспособность населения;
– несоответствие цены туристского продукта его качеству и доступности;
– сокращение поддержки туристско-рекреационной отрасли со стороны федерального центра;
– высокая конкурентоспособность соседних регионов с похожими туристическими услугами;
– углубление разрыва в уровне туристско-рекреационной освоенности между отдельными рекреационными районами (например, между Таштагольским и Северо-Кузбасским), что усложняет комплексность туристического продукта региона в целом;
– несовершенство системы страхования в сфере туризма, является следствием недостатка квалифицированных кадров, а так же непродолжительности существования и развития отрасли в регионе.
На основе проведенного SWOT-анализа и выявленных факторов, влияющих на развитие туризма, нами были выделены следующие региональные особенности развития туризма и туристского образования в регионе:
– территориальная обособленность региона, удаленность от центра, от популярных туристских центров;
– промышленная специализация региона;
– природные, в том числе климатические условия, определяющие сезонность большинства видов туризма в регионе;
– активное продвижение региона как центра горнолыжного туризма в Западной Сибири;
– средний уровень развития инфраструктуры в регионе в целом;
– разная степень туристско-рекреационной освоенности районов области и как следствие, разная степень потребности в туристских кадрах;
– реальная ситуация на туристском рынке региона, связанная с нехваткой высококвалифицированных, практически подкованных кадров и др.
Учет региональных особенностей развития туризма в Кузбассе позволит выстраивать стратегии дальнейшего продвижения региона на туристском рынке страны, совершенствования и расширения предоставляемых видов услуг, увеличения спроса на туристско-рекреационные услуги у населения, и как следствие, спроса на квалифицированных специалистов, способных, предоставлять данные услуги на высоком профессиональном уровне.