В современном образовании значительную роль играю различные экономические и управленческие дисциплины. Не исключением стал и менеджмент качества, роль которого постепенно увеличивается [6]. Данное развитие пропорционально развитию непосредственно научного знания в данной области. Так, развитие менеджмента качества в западных странах довольно быстро перешло от концепции контроля за качеством к управлению качеством с учетом всех параметров окружающей среды, начиная от потребностей потребителя и заканчивая утилизацией отслуживших свой срок изделий.
При этом, место менеджмента качества не определяется исключительно управлением процессом производства [7], оно также включает в себя управление и развитие персонала [5].
На данный момент можно говорить о формировании современной концепции всеобщего управления качеством (Total quality management, TQM). По определениям, предложенным различными экспертами в области управления качеством [4], TQM – это:
• система действий, направленных на достижение удовлетворения и восхищения потребителей (клиентов), рост возможностей работников, более высокие, долговременные доходы и меньшие затраты;
• подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества;
• менеджмент качества, полностью охватывающий организацию.
Доминирующий подход к менеджменту качества определяет и его роль в современном образовании [3]. Данная научная дисциплина со временем занимает все более важные позиции и изучается как отдельно, так и в рамках других научных дисциплин [1]. Отметим, что введение нового «ГОСТ ISO 9004-2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» открывает перспективы для расширения роли менеджмента качества в образовательных стандартах [2].