Школа, с одной стороны, является частью социального пространства социума, а с другой-сама создает определенную среду для развития и воспитания находящихся в ней людей не только школьников, но и педагогов, родителей. Cоциальный педагог – ключевая фигура в школе, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку. В. Березина утверждает, что социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе [1, с.78].
В своем исследовании мы изучали деятельность социальных педагогов в МОУ Гимназия № 1 и МОУ СОШ № 7 г.о. Шуя. Целью деятельности педагогических коллективов является формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное и творческое становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.
Исходя из результатов беседы и анкетирования социальных педагогов, можно сделать вывод, что в своей работе они используют достаточно разнообразные формы и методы работы с детьми, их родителями, педагогическим коллективом, общественностью.
Основными направлениями работы социальных педагогов является: работа с семьями «группы риска», мероприятия по предотвращению безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, совместная работа с инспектором ОДН, оформления учащихся на бесплатное питание, на получение бесплатных проездных, разработка рекомендаций и защита детей и подростков из неблагополучных семей, решение конфликтных ситуаций в семье. Немаловажно в работе данного специалиста это проведение профилапктических бесд бесед с учащимися по проблемам взаимоотношений с одноклассниками, по правилам поведения в школе, дома, на улице, о вреде курения, употребления алкоголя, наркотиков, по организации досуга, временного трудоустройства и по вопросам профориентации.
Социальный педагог ведет интенсивную работу с семьями. Она осуществляется в виде: индивидуальных бесед с родителями учащихся и выступлений на родительских собраниях на темы «Возрастные особенности школьников», «Изменения в законах Ивановской области», «О единой школьной форме», «Права и обязанности детей и родителей» и др. Социальные педагоги составляют социальные паспорта классов и школы, что помогает определить семьи «группы риска».
В течение учебного года ведется работа по запросам администрации города, отдела образования, ГОВД, ОДН, КДН, учащихся, родителей, учителей, статистическая отчетность по неблагополучным семьям, пропускающим занятия без уважительных причин, опекаемым, трудным подросткам в комиссию по делам несовершеннолетних и ОДН.
Наиболее эффективной формой работы социальные педагоги считают -просветительско-профилактическую деятельность. За последний учебный год она осуществлялась в 5-11 классах. Были организованы и проведены беседы на тему «Наказания подростков, не достигших возраста уголовной ответственности», «Твои права и обязанности», «Опасные игры», «Устав гимназии». Наиболее сложной формой работы, по мнению социальных педагогов, являются контрольные рейды в семьи учащихся, находящихся в социально-опасном положении, беседы с родителями и подростками.
Важным участком своей деятельности считают работу с трудновоспитуемыми: постоянно обновляется банк данных о трудновоспитуемых учащихся и учащихся «группы риска»; изучение индивидуальных особенностей детей, социально – бытовых условий, социума по месту жительства; индивидуальная работа с трудновоспитуемыми детьми, их родителями по разбору возникающих проблемных и конфликтных ситуаций. Еще один важный аспект – это сотрудничество с различными специалистами. В первую очерь психологом, класными руководителями и инспекторами ОДН.
Важно отметить, что социальные педагоги видят перспективы своей деятельности в решении следующих задач: изучение интересов и склонностей учеников, что поможет вскрыть причины негативного поведения и отношения к учебе; усилить работу по борьбе с вредными привычками учеников; активнее использовать в своей работе стенную печать и интернет-ресурсы, привлекать к работе с «трудными» и учениками «группы риска» органы ученического самоуправления, мотивировать учащихся организованные дополнительным образованием.