Современный этап развития образования предъявляет высокие требования к подготовке будущих педагогов. Значимым результатом профессионального образования должна стать педагогическая культура будущего учителя, сформированная с учетом современных требований. Обобщая позиции ученых (Е.В. Бондаревской, В.Л. Бенина, И.Е. Видт, И.Ф. Исаева и других), данное понятие можно трактовать как часть общечеловеческой культуры, в которой отражаются духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для сопровождения успешной социализации личности.
Процесс формирования педагогической культуры представляет собой сложный процесс, направленный на профессиональную идентификацию педагога, на ориентацию его профессиональных и личностных качеств. Он не может проходить без формирования профессионально-значимых умений, которые основаны на сознательном применении теоретических, психолого-педагогических и методических знаний, которые усваиваются студентами в процессе учебных занятий в вузе. Практическая деятельность является системообразующим компонентом профессиональной подготовки бакалавра, поскольку общечеловеческие и профессиональные ценности становятся достоянием личности педагога в том случае, если они присваиваются, вырабатываются в процессе не только познавательной, но и преобразующей деятельности. Опора на практику позволяет студентам самостоятельно и осмысленно выбирать приоритетные направления социальной и социально-педагогической деятельности, осознать профессиональную ответственность за организацию и результаты своей работы, творчески подходить к прогнозированию результатов труда и планированию стратегий и технологий их достижения.
Выполнение социально-значимой деятельности в рамках волонтерской работы позволяет обеспечить наглядность, конкретность, актуализацию и применимость теоретических знаний в различных ситуациях профессиональной деятельности.
Целью волонтерской работы является – создание условий для активизации потенциалов студентов в различных видах социальной деятельности. Объект деятельности волонтеров это и сложные категории детей и взрослых (инвалиды, сироты, дети «группы риска», ветераны и т.д.), а также различные альтернативные молодежные объединения, и семьи со своими социальными трудностями, люди пожилого возраста и люди оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. В процессе волонтерской работы студенты выявляют конкретные проблемы учреждения; запросы, поступающие от сотрудников и воспитанников; получают представление об индивидуальных особенностях детей и подростков, межличностных отношениях в группах, механизмах адаптации и реабилитационных процессах.
Участие студентов в волонтерской работе создает предпосылки для их профессионального самоопределения, осознанного выбора будущей профессиональной деятельности, обеспечивает их самореализацию во внеучебной деятельности, способствует расширению границ профессионального творчества и формированию профессиональных компетенций. Кроме практической деятельности, студенты проводят научно-исследовательскую работу, результаты которой представлены в курсовых и проектных работах, научных публикациях.
Результаты деятельности можно оценить с двух позиций.
С позиции волонтера: у студентов повышается уровень социальной активности, об этом говорит проявление инициативы и самостоятельности в социально-значимых видах деятельности; формируется социальная готовность, отражающаяся в личностных качествах студентов (лидерские качества, толерантность, эмпатия, рефлексия и др.); развиваются навыки коллективной работы.
С позиции объектов деятельности волонтеров происходит повышение уровня социальной компетентности детей и подростков, воспитанников учреждений; развитие социально-значимых качеств и навыков поведения, которые позволят им более мобильно ориентироваться в современных социальных условиях; частичное решение проблемы одиночества и проведение досуга пожилых.