В основной образовательной программе магистратуры в качестве одного из видов учебных занятий предусмотрена практика (производственная, научно – исследовательская, научно – производственная, педагогическая), основным содержанием которой является выполнение практических учебных, учебно-исследовательских, научно – исследовательских, творческих или производственных заданий на предприятии или в учреждении, соответствующих характеру будущей профессиональной деятельности обучающихся. Педагогическую практику магистрант проходит согласно графику учебного процесса на I(II) курсе магистерской подготовки на кафедрах высших учебных заведений, где преподаются базовые дисциплины направлений и специализаций, по которым обучается магистрант, в соответствии с рабочей программой. Предлагаемая статья раскрывает цели, задачи, содержание, формы и средства организации и проведения такой практики.
Педагогика, как научная область знаний, объединяет несколько основных категорий [4]: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, самообразование, самообучение.
Объектом познания в педагогике является человек, развивающийся в результате воспитательных отношений, предметом считаются три стороны педагогической деятельности – воспитание, образование, обучение.
Воспитание является базовой категорией педагогики. Воспитание – это целенаправленное формирование личности. Оно осуществляется через межличностное общение людей и нацелено на развитие мировоззрения, морали, мотивации, характера и поведения личности.
Образование – результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков, умений, отношений субъектов в деятельности и отношения к ней, т. е. компетенций [2, 3, 4]. Оно обеспечивает определенный уровень подготовки к определенному виду профессиональной деятельности и к инновационной деятельности в профессии.
Воспитание, образование, обучение обозначают внешние по отношению к человеку силы. Обладая от природы способностью к развитию, он сам может приобретать опыт, заниматься продуктивной интеллектуальной деятельностью. Поэтому основными факторами его развития правомерно являются самовоспитание, самообразование, самообучение. Совершенствование человека без его прямого участия в этом − невозможно. Но высокой результативности в этом случае можно достичь, только используя как внешние, так и внутренние средства.
Ядром образования является обучение – процесс непосредственной передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и обучаемого. Проектирование содержания и технологии преподавания, управление учебным процессом и весь процесс обучения в целом строятся по очень сложным законам, которые невозможно не учитывать [4]. И все же цель этого процесса не только преподавательское искусство талантливо изложить истины, выработанные человечеством, а формирование в обучающемся личности, обладающей не только репродуктивными способностями, но и творческими, ведущими к приращению новых знаний и продуктивной деятельности, со сформированными компонентами мотивации к инновационной деятельности [5, 6]. Все это возможно только в триединстве воспитания, обучения, образования и самовоспитания, самообучения, самообразования. Поэтому научно-педагогическая практика предполагает погружение магистрантов в обучающий, воспитательный и научно-исследовательский ее этапы, формируя при этом мотивацию к педагогической деятельности [1].
В основе построения методики прохождения практики лежит ее педагогическая модель (рис. 1), традиционно включающая [4, 8, 9] целевой, содержательный, процессуальный и рефлексивно-диагностический компоненты.
Целевой компонент предполагает, что педагогическая практика призвана подготовить магистранта к педагогической деятельности, сформировав у него такую профессиональную компетентность, как способность проектировать содержание и технологию преподавания, управлять учебным процессом.
Рис. 1. Педагогическая модель проведения научно-педагогической практики
Содержательный компонент основывается на знаниях, усвоенных магистрантами при изучении всех предшествующих дисциплин. В ходе практики каждый практикант совместно с общим и непосредственным руководителями от кафедры составляют индивидуальный план прохождения практики, в котором определяются объем и содержание учебных, внеаудиторных и факультативных занятий по специальности, мероприятий по ведению научно-исследовательской работы и формам воспитательной работы. Индивидуальный план и результаты выполняемых работ практикант заносит в дневник специально разработанной формы.
Четыре недели практики предполагают знакомство студентов с нормативно-законодательными документами в области образования, принципами организации учебного и воспитательного процессов в вузе, особенностями преподавания дисциплин различных циклов, основами проектирования дисциплин, овладение видами вузовской педагогической и исследовательской деятельности на уровне, соответствующем квалификации «магистр» [1].
Первая неделя практики отводится на общее ознакомление магистрантов с нормативной и законодательной информацией в области высшего образования, учебным заведением, задачами, структурой, правилами внутреннего распорядка, с составом кафедры и содержанием дисциплин, читаемых преподавателями кафедры; изучение системы расчета и распределения педагогической нагрузки, особенностей проведения занятий на курсах и в группах, содержания и форм учебной, научной и воспитательной работы и т.д.
Вторая и третья недели посвящаются учебно-методической и воспитательной работе, когда практиканты посещают занятия ведущих профессоров и доцентов кафедры не только по своей специализации, но и по другим предметам, читаемым преподавателями кафедры. За это время каждый из них проводит анализ лекционного занятия преподавателя кафедры, являющегося его непосредственным руководителем, разрабатывает проект лекции по теме, выбранной совместно с руководителем в соответствии с рабочей программой, преподаваемой им дисциплины, разрабатывает и проводит практическое, семинарское или лабораторное занятие и воспитательное мероприятие. Каждый практикант должен провести не менее 10 часов самостоятельных практических, лабораторных или семинарских занятий по дисциплинам, определенным заведующим кафедрой и руководителями практики.
Четвертая неделя посвящена организации научных исследований по методике и теории обучения в соответствии с заданными алгоритмом, структурой и формами этих исследований.
Алгоритм научно-методических исследований: теоретический анализ литературы (педагогической, психологической и методической); методика организации и проведения педагогического эксперимента (наблюдение, анкетирование, беседа, моделирование, контроль и диагностика, оценка уровня усвоения, разработка методических рекомендаций).
Структура исследования: цели, задачи, актуальность, объект и предмет, гипотеза исследования, методы, решение задач, выводы, оформление приложений, списка литературы.
Формы научно-исследовательской работы: изучение опыта работы преподавателей; разработка и проведение аудиторных и внеаудиторных мероприятий; анализ педагогической деятельности; создание дидактического материала и наглядных пособий и др.
По итогам научно-исследовательской работы практикант составляет отчет и представляет на кафедру или научную конференцию сообщение в виде доклада (статьи).
Процессуально-технологический компонент модели, построенный на включает методы, формы и средства обучения, при этом им предлагается осуществить следующие виды работ [1, 7]: 1) ознакомительную – ознакомление с нормативной и законодательной документацией в области высшего образования, со структурой вуза, его подразделениями и непосредственно с кафедрой, на которой проходит практика); 2) учебную и учебно-методическую – а) изучение системы расчета и распределения учебной нагрузки на кафедре, особенностей проведения всех видов учебных занятий, проводимых на разных курсах и группах, методики преподавания в вузе; б) методики и техники проведения других видов учебных занятий (факультативных, индивидуальных, учебных экскурсий, практик); в) форм внеаудиторной работы со студентами (организация олимпиад, проведение консультаций и др.); г) определение цели и содержания занятий, подготовку к ним, составление тематического плана проведения занятий, подготовку наглядных пособий, технических средств обучения и т.д.; д) проведение лекционных, практических, семинарских и лабораторных занятий; е) знакомство с индивидуальными планами преподавателей и отчетностью по выполнению учебно-педагогической нагрузки; 3) научную – а) изучение форм организации научно-исследовательской работы на кафедре, методики составления программ календарного плана научно-исследовательской работы; б) знакомство с пятилетними и годовыми планами выполнения научно-исследовательской работы преподавателями кафедры; в) участие в соответствии с утвержденной темой магистерской диссертации в организации и проведении научно-исследовательских работ на кафедре; г) подготовка доклада (статьи) по результатам проведения научной работы в период практики; 4) воспитательную – ознакомление с планированием и организацией воспитательной работы на кафедрах и факультетах вуза; изучение системы работы и обязанностей кураторов групп и курсов; овладение умением подготовки и проведения основных воспитательных мероприятий (бесед на морально – этические темы, диспутов, вечеров, субботников, индивидуальной работы со студентами и т.д.).
На всех этапах руководитель практики проводит встречи с магистрантами в виде лекций и семинаров по педагогике, бесед и консультаций, на которых разбираются неясные вопросы по прохождению практики (комментарии к статьям законов и стандартов образования, подготовка разных форм занятий, технологии и методика обучения, особенности общения со студентами и др.). Педагогическая практика организуется на основе реализации принципов компетентности, научности и творчества.
На протяжении практики магистранты ведут дневник в соответствие с программой педагогической практики. В конце практики проводится зачетное занятие в присутствии руководителя (лей) практики. Итоги обсуждаются на заседании кафедры прохождения практики и на итоговой конференции, затем принимается решение об утверждении ее прохождения магистрантом с проставлением оценки.
Рефлексивно-диагностический компонент предполагает диагностику и самодиагностику уровня сформированности компетентности как совокупности ее компонентов и реализуется через систему заданий.
Таким образом, на основе вышеизложенного можно заключить, что педагогическая деятельность является одним из видов профессиональной деятельности, к которой готовится магистрант, поэтому педагогическая практика является важным компонентом подготовки студентов магистратуры как исследователей, аналитиков и научно – педагогических работников и обязательна для всех магистрантов независимо от избранной программы. Методическая новизна педагогической практики состоит в передаче магистрантам новых педагогических приемов, используемых в ходе преподавания руководителем практики, а также в соединении научных интересов магистранта и направленности учебной дисциплины, занятия по которой проводит магистрант в ходе практики.