Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,484

FEATURES DESIGN AND PASSAGE PEDAGOGICAL PRACTICE UNDERGRADUATES

Grosheva E.P. 1 Naumkin N.I. 1 Kondratyeva G.A. 1
1 Ogarev Mordovia State University
2830 KB
It discusses the features of the design, organization and conduct of scientific and pedagogical practice of undergraduates. It is shown that the method of practice includes target, substantial, procedural, reflexive and diagnostic components. Their content is disclosed.
pedagogy
pedagogical practice
pedagogical model
undergraduate

В основной образовательной программе магистратуры в качестве одного из видов учебных занятий предусмотрена практика (производственная, научно – исследовательская, научно – производственная, педагогическая), основным содержанием которой является выполнение практических учебных, учебно-исследовательских, научно – исследовательских, творческих или производственных заданий на предприятии или в учреждении, соответствующих характеру будущей профессиональной деятельности обучающихся. Педагогическую практику магистрант проходит согласно графику учебного процесса на I(II) курсе магистерской подготовки на кафедрах высших учебных заведений, где преподаются базовые дисциплины направлений и специализаций, по которым обучается магистрант, в соответствии с рабочей программой. Предлагаемая статья раскрывает цели, задачи, содержание, формы и средства организации и проведения такой практики.

Педагогика, как научная область знаний, объединяет несколько основных категорий [4]: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, самообразование, самообучение.

Объектом познания в педагогике является человек, развивающийся в результате воспитательных отношений, предметом считаются три стороны педагогической деятельности – воспитание, образование, обучение.

Воспитание является базовой категорией педагогики. Воспитание – это целенаправленное формирование личности. Оно осуществляется через межличностное общение людей и нацелено на развитие мировоззрения, морали, мотивации, характера и поведения личности.

Образование – результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков, умений, отношений субъектов в деятельности и отношения к ней, т. е. компетенций [2, 3, 4]. Оно обеспечивает определенный уровень подготовки к определенному виду профессиональной деятельности и к инновационной деятельности в профессии.

Воспитание, образование, обучение обозначают внешние по отношению к человеку силы. Обладая от природы способностью к развитию, он сам может приобретать опыт, заниматься продуктивной интеллектуальной деятельностью. Поэтому основными факторами его развития правомерно являются самовоспитание, самообразование, самообучение. Совершенствование человека без его прямого участия в этом − невозможно. Но высокой результативности в этом случае можно достичь, только используя как внешние, так и внутренние средства.

Ядром образования является обучение – процесс непосредственной передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и обучаемого. Проектирование содержания и технологии преподавания, управление учебным процессом и весь процесс обучения в целом строятся по очень сложным законам, которые невозможно не учитывать [4]. И все же цель этого процесса не только преподавательское искусство талантливо изложить истины, выработанные человечеством, а формирование в обучающемся личности, обладающей не только репродуктивными способностями, но и творческими, ведущими к приращению новых знаний и продуктивной деятельности, со сформированными компонентами мотивации к инновационной деятельности [5, 6]. Все это возможно только в триединстве воспитания, обучения, образования и самовоспитания, самообучения, самообразования. Поэтому научно-педагогическая практика предполагает погружение магистрантов в обучающий, воспитательный и научно-исследовательский ее этапы, формируя при этом мотивацию к педагогической деятельности [1].

В основе построения методики прохождения практики лежит ее педагогическая модель (рис. 1), традиционно включающая [4, 8, 9] целевой, содержательный, процессуальный и рефлексивно-диагностический компоненты.

Целевой компонент предполагает, что педагогическая практика призвана подготовить магистранта к педагогической деятельности, сформировав у него такую профессиональную компетентность, как способность проектировать содержание и технологию преподавания, управлять учебным процессом.

gros1.wmf

Рис. 1. Педагогическая модель проведения научно-педагогической практики

Содержательный компонент основывается на знаниях, усвоенных магистрантами при изучении всех предшествующих дисциплин. В ходе практики каждый практикант совместно с общим и непосредственным руководителями от кафедры составляют индивидуальный план прохождения практики, в котором определяются объем и содержание учебных, внеаудиторных и факультативных занятий по специальности, мероприятий по ведению научно-исследовательской работы и формам воспитательной работы. Индивидуальный план и результаты выполняемых работ практикант заносит в дневник специально разработанной формы.

Четыре недели практики предполагают знакомство студентов с нормативно-законодательными документами в области образования, принципами организации учебного и воспитательного процессов в вузе, особенностями преподавания дисциплин различных циклов, основами проектирования дисциплин, овладение видами вузовской педагогической и исследовательской деятельности на уровне, соответствующем квалификации «магистр» [1].

Первая неделя практики отводится на общее ознакомление магистрантов с нормативной и законодательной информацией в области высшего образования, учебным заведением, задачами, структурой, правилами внутреннего распорядка, с составом кафедры и содержанием дисциплин, читаемых преподавателями кафедры; изучение системы расчета и распределения педагогической нагрузки, особенностей проведения занятий на курсах и в группах, содержания и форм учебной, научной и воспитательной работы и т.д.

Вторая и третья недели посвящаются учебно-методической и воспитательной работе, когда практиканты посещают занятия ведущих профессоров и доцентов кафедры не только по своей специализации, но и по другим предметам, читаемым преподавателями кафедры. За это время каждый из них проводит анализ лекционного занятия преподавателя кафедры, являющегося его непосредственным руководителем, разрабатывает проект лекции по теме, выбранной совместно с руководителем в соответствии с рабочей программой, преподаваемой им дисциплины, разрабатывает и проводит практическое, семинарское или лабораторное занятие и воспитательное мероприятие. Каждый практикант должен провести не менее 10 часов самостоятельных практических, лабораторных или семинарских занятий по дисциплинам, определенным заведующим кафедрой и руководителями практики.

Четвертая неделя посвящена организации научных исследований по методике и теории обучения в соответствии с заданными алгоритмом, структурой и формами этих исследований.

Алгоритм научно-методических исследований: теоретический анализ литературы (педагогической, психологической и методической); методика организации и проведения педагогического эксперимента (наблюдение, анкетирование, беседа, моделирование, контроль и диагностика, оценка уровня усвоения, разработка методических рекомендаций).

Структура исследования: цели, задачи, актуальность, объект и предмет, гипотеза исследования, методы, решение задач, выводы, оформление приложений, списка литературы.

Формы научно-исследовательской работы: изучение опыта работы преподавателей; разработка и проведение аудиторных и внеаудиторных мероприятий; анализ педагогической деятельности; создание дидактического материала и наглядных пособий и др.

По итогам научно-исследовательской работы практикант составляет отчет и представляет на кафедру или научную конференцию сообщение в виде доклада (статьи).

Процессуально-технологический компонент модели, построенный на включает методы, формы и средства обучения, при этом им предлагается осуществить следующие виды работ [1, 7]: 1) ознакомительную – ознакомление с нормативной и законодательной документацией в области высшего образования, со структурой вуза, его подразделениями и непосредственно с кафедрой, на которой проходит практика); 2) учебную и учебно-методическую – а) изучение системы расчета и распределения учебной нагрузки на кафедре, особенностей проведения всех видов учебных занятий, проводимых на разных курсах и группах, методики преподавания в вузе; б) методики и техники проведения других видов учебных занятий (факультативных, индивидуальных, учебных экскурсий, практик); в) форм внеаудиторной работы со студентами (организация олимпиад, проведение консультаций и др.); г) определение цели и содержания занятий, подготовку к ним, составление тематического плана проведения занятий, подготовку наглядных пособий, технических средств обучения и т.д.; д) проведение лекционных, практических, семинарских и лабораторных занятий; е) знакомство с индивидуальными планами преподавателей и отчетностью по выполнению учебно-педагогической нагрузки; 3) научную – а) изучение форм организации научно-исследовательской работы на кафедре, методики составления программ календарного плана научно-исследовательской работы; б) знакомство с пятилетними и годовыми планами выполнения научно-исследовательской работы преподавателями кафедры; в) участие в соответствии с утвержденной темой магистерской диссертации в организации и проведении научно-исследовательских работ на кафедре; г) подготовка доклада (статьи) по результатам проведения научной работы в период практики; 4) воспитательную – ознакомление с планированием и организацией воспитательной работы на кафедрах и факультетах вуза; изучение системы работы и обязанностей кураторов групп и курсов; овладение умением подготовки и проведения основных воспитательных мероприятий (бесед на морально – этические темы, диспутов, вечеров, субботников, индивидуальной работы со студентами и т.д.).

На всех этапах руководитель практики проводит встречи с магистрантами в виде лекций и семинаров по педагогике, бесед и консультаций, на которых разбираются неясные вопросы по прохождению практики (комментарии к статьям законов и стандартов образования, подготовка разных форм занятий, технологии и методика обучения, особенности общения со студентами и др.). Педагогическая практика организуется на основе реализации принципов компетентности, научности и творчества.

На протяжении практики магистранты ведут дневник в соответствие с программой педагогической практики. В конце практики проводится зачетное занятие в присутствии руководителя (лей) практики. Итоги обсуждаются на заседании кафедры прохождения практики и на итоговой конференции, затем принимается решение об утверждении ее прохождения магистрантом с проставлением оценки.

Рефлексивно-диагностический компонент предполагает диагностику и самодиагностику уровня сформированности компетентности как совокупности ее компонентов и реализуется через систему заданий.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно заключить, что педагогическая деятельность является одним из видов профессиональной деятельности, к которой готовится магистрант, поэтому педагогическая практика является важным компонентом подготовки студентов магистратуры как исследователей, аналитиков и научно – педагогических работников и обязательна для всех магистрантов независимо от избранной программы. Методическая новизна педагогической практики состоит в передаче магистрантам новых педагогических приемов, используемых в ходе преподавания руководителем практики, а также в соединении научных интересов магистранта и направленности учебной дисциплины, занятия по которой проводит магистрант в ходе практики.