Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL ASPECTS OF PRACTICE OF FUTURE TEACHERS IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF EDUCATIONAL MODULES

Kartavykh M.A. 1 Prokhorova I.V. 1 Ageeva E.L. 1
1 FGBOU VPO «The Nizhny Novgorod state pedagogical university of K. Minin»
2145 KB
In article organizational and technological aspects of practice of students in system of the higher pedagogical education are proved. Relevance of the integrated clinical practice of future teachers is reasoned, its pedagogical advantages in comparison with a traditional form of student teaching are characterized. Organizational aspects of the integrated clinical practice of future teachers in the conditions of realization of educational modules are opened from positions of recurrence of educational process. the phase logic of activity of students in practice in the educational organizations is characterized. Expediency of use of design activity in the course of the integrated clinical practice for achievement by students of the competence-based focused results of pedagogical education is proved. The technological aspect of future teachers is opened from positions of task approach.
the educational module
the integrated clinical practice
clinical base of the practic
design activity
task approach

В современных быстро меняющихся социокультурных условиях образование принимает интегральный характер, конечным результатом которого являются не образовательные стандарты, программы и методики, а выпускники – педагоги, представляющие собой главные движущие силы устойчивого экономического роста каждого региона и в целом страны.

Удовлетворение потребности в квалифицированных педагогах остается острой проблемой для образовательных организаций. В то же время степень готовности выпускников педагогических университетов к решению профессиональных задач, получивших классическое «знаниевое» образование, в полной мере не удовлетворяет работодателей. Разрыв между теоретическими знаниями выпускников и подлежащими освоению профессиональными компетенциями необходимыми для выполнения профессионально-педагогических функций становится все более ощутимым. В этой связи практика будущего педагога является обязательным компонентом его профессионального образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Современные профессиональные образовательные программы будущих педагогов строятся по модульному принципу. В данном контексте обязательными элементами модульной программы профессионально-педагогического образования являются блочный учебный план и комплект модульных программ учебных предметов (Н.В. Блохин, Н.В. Борисова, Н.В. Бородина, В.А. Ермоленко, С.Е. Данькин, Н.Е. Эрганова). Обязательным условием является включение практики в структуру каждого модуля образовательной программы. Практика выступает объединяющим стержнем всех образовательных модулей, который делает процесс обучения непрерывным, преемственным и позволяет демонстрировать образовательные результаты.

Традиционно в системе российского педагогического образования практика является обязательной формой профессиональной подготовки учителя и проходит в образовательных организациях: учреждениях дошкольного образования (детские сады, центры развития ребенка); общеобразовательные школы, в т.ч. лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов (иностранных языков, математики и физики, гуманитарных и естественнонаучных предметов), кадетские и спортивные школы; специальные школы для детей с ограниченными возможностями здоровья; центры дополнительного образования детей (музыкальные, художественные, спортивные, технического творчества); организации среднего профессионального образования (колледжи и техникумы).

Содержание практики будущих педагогов в современных условиях направлено на закрепление полученных компетенций. В соответствии со стандартом педагоги должны овладеть общекультурными и профессиональными компетенциями, то есть быть компетентными. Компетентность объединяет личностные качества и личностный опыт, представленный профессиональными педагогическими знаниями, умениями, навыками, ценностными ориентациями. Компетентность учителя предполагает его готовность и способность решать проблемы, связанные с профессиональной педагогической деятельностью. Поскольку компетентность развивается только в деятельности [5], содержание которой максимально приближенно к реальным условиям будущей профессии, практика незаменима в образовании учителя.

Существовавшая ранее традиционная педагогическая практика, преимущественно имела в организационном плане концентрированный (эпизодический) характер. В этих условиях студенты не имели возможности в полной мере освоить все многообразие способов и видов педагогической деятельности.

Данное обстоятельство обусловило необходимость разработки и реализации концепции интегрированной клинической практики [6]. Она представляет собой особый стрежневой компонент системы высшего педагогического образования. В качестве ключевых понятий концепции, рассматриваются «интегрированная клиническая практика», «клиническая база практик».

Под интегрированной клинической практикой мы понимаем системную учебно-профессиональную деятельность студентов – будущих педагогов в условиях образовательной организации – работодателя на протяжении всего процесса обучения в вузе [6]. В этом случае образовательная организация получает статус клинической базы практик. Клиническая база практик – это образовательная организация высокого профессионального уровня, являющаяся базой для научно-педагогического процесса соответствующей кафедры педагогического вуза, созданная на основе сетевого взаимодействия, деятельность которой направлена на развитие компетентности обучающихся в ходе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью [7].

Нами сформулированы требования, которым должна отвечать образовательная организация для присвоения статуса «клиническая база практик»:

– наличие компетентных учителей – практиков, которые могут выступить в качестве педагогов – наставников, тьюторов, супервизоров;

– хорошая материально-техническая оснащенность школы или центра дополнительного образования детей (наличие специализированных кабинетов, лабораторий, информационно-коммуникационное обеспечение).

Педагогические преимущества интегрированной клинической практики состоят в ее многоплановости, непрерывности, опережающей профессиональной направленности, в возможности реализации сетевого взаимодействия в системе «вуз – образовательная организация». В клинических практиках будущих выпускников вузов заложены мощные потенциальные возможности развития педагогического образования. Они позволяют сократить время между появлением инновационных профессиональных идей и технологий и их внедрением в реальный образовательный процесс, используя ресурсы предприятий и организаций в рамках сетевого партнерства.

Интегрированная клиническая практика в высшем педагогическом образовании строится на принципах:

– унифицированность и вариативность, которые, с одной стороны, предлагает единую форму проведения интегрированной клинической практики в четком соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования педагогических направлений подготовки, с другой стороны, учитывает уникальные содержательные и технологические особенности основных профессиональных образовательных программ;

– непрерывность и совместимость, позволяющие преодолеть «энциклопедичность» содержания профессионально-педагогического образования и рационально сочетать его фундаментальность с актуальной проблематикой реальной образовательной практики;

– компетентностное сопровождение образовательного процесса, подразумевающее двойственный характер навигации учебно-профессиональной деятельности обучающихся преподавателями вуза и тьюторами в условиях клинических баз практик;

– модульности, обуславливающий конструирование практики в виде функционально самодостаточных блоков деятельностного содержания, сопряженного с теоретическим наполнением учебных дисциплин основных профессиональных образовательных программ;

– технологичность, обеспечивающая учебно-профессиональную деятельность студентов в период практики в логике проектной технологии.

Интегрированная клиническая практика будущих педагогов направлена на решение актуальных практических задач конкретной клинической базы практики на основе проектной технологии.

В этой связи содержание интегрированной клинической практики представлено взаимосвязанными фундаментальным и проблемным контентами. Фундаментальная часть контента объединяет систему общекультурных и профильно-профессиональных знаний эмпирического, абстрактно-концептуального и теоретического характера. Проблемный блок контента сопряжен с функциональной интеграцией содержания вокруг конкретно-практических проблем, характерных для профессионально-педагогической деятельности. Актуальные профессиональные задачи, для которых отсутствуют стереотипные методы решения, необходимость поиска оригинальных способов достижения позитивных деловых результатов, обеспечивают развитие субъектного опыта будущего педагога и индивидуального стиля его профессионального поведения.

Процесс интегрированной клинической практики выстроен на идее цикличности образования. Данный инновационный педагогический феномен представляет собой многоплановый механизм взаимодействия субъектов образовательного процесса – студентов, работодателей, преподавателей вуза. Интегрированная клиническая практика сконструирована на основе итеративной схемы и включает четыре ключевые цикла: ознакомительный, психолого-педагогический, методический (профильный), предквалификационный (стажерский). Их развитие подчинено фазовой логике с преобладанием в них проектной деятельности.

Итеративность интегрированной клинической практики обнаруживается:

– во-первых, в постоянной воспроизводимости циклов практики на уровнях бакалавриата, магистратуры, дополнительного профессионального образования;

– во-вторых, в проявлении цикличности в условиях академических периодов, образовательных модулей, каждой учебно-профессиональной задачи с непрерывной рефлексией деятельности, анализом и корректировкой полученных результатов.

Итеративность цикла позволяет анализировать и детализировать процесс интегрированной клинической практики студентов в рамках каждого образовательного модуля. Итеративность данного процесса проявляется и в многократном решении студентами учебно-профессиональных задач с обязательным усложнением их условий, требующих актуализации как освоенного содержания педагогического образования, так и активного творческого поиска нестандартных решений.

Для циклов интегрированной клинической практики характерна причинно-следственная зависимость его фаз: инициативы и перспективы; развертывания замысла; внедрения; рефлексии и оценки результата.

Фаза инициативы и перспективы является стартовой, сопровождается мотивацией, постановкой проблемы, целеполаганием, коммуникацией, рефлексией. Студенты знакомятся с клинической базой практики, коллективом, с деятельностью организации, им назначается супервизор, который вместе с ними определяет проблемное поле их деятельности во время практики и проектирует ее траекторию.

В фазе развертывания замысла внимание сосредоточено на информационно-познавательной, когнитивной, практико-ориентированной, коммуникативной и рефлексивной видах деятельности. Студенты собирают и систематизируют информацию по тематике проектной деятельности, разрабатывают варианты решения педагогической проблемы в ходе индивидуальной и командной работы.

Специфика квазипрофессиональной деятельности в фазе внедрения заключается в высокой степени творчества, гибкости мышления при освоении студентами содержания профессионально-педагогического образования. Оно обладает плюралистичностью, имитирует ситуации реальной профессиональной деятельности. Приоритет отдан практико-ориентированной, коммуникативной и рефлексивной видам деятельности. Содержательное наполнение практико-ориентированной деятельности связано с прогнозированием развития профессионально-педагогических ситуаций. Студенты проводят уроки по профильным предметам, внеклассные мероприятия, консультации под руководством супервизора. Роль супервизора на этом этапе состоит в навигации и корректировке деятельности студента.

Фаза рефлексии и оценки результатов сопровождается мониторинговыми исследованиями, комплексным итеративным тестированием, составлением экспертных заключений руководителями практики от организации, проведением студентами рефлексии для определения успешности профессиональной деятельности в текущем цикле.

Организационно-технологическая составляющая интегрированной клинической практики представлен технологией задачного подхода (Г.А. Балл, А.И. Уман). Для ее реализации создан комплекс учебно-профессиональных (квазирофессиональных) задач, отражающих специфику профессиональной педагогической деятельности, профильность. Каждая учебно-профессиональная задача сконструирована по классической схеме и объединяет условие, требование и предполагаемый способ решения. Работа студентов над учебно-профессиональной задачей имеет характер проектной деятельности и в ней в очередной раз прослеживается итеративность. Студент проходит все вышеназванные фазы. Ее результаты отражаются в отчетных материалах практики студентов и могут быть положены в основу курсового и дипломного проектирования.

Результаты интегрированной клинической практики в условиях модульного построения модульных образовательных программ, в том числе и дополнительного образования, в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина позволяют говорить об эффективности избранных методологических оснований и педагогического инструментария.