Стандарт ИСО 9001 затрагивает вопросы функционирования сотен тысяч организаций, занимающихся производством материальной продукции и оказанием разноообразных видов услуг. Стандарт является инструментом обеспечения доверия к качеству соответствующей сертификату продукции, а также услуг для предприятий, внедривших этот стандарт [1]. Таким образом, стандарт ИСО 9001 работает в связке системами менеджмента качества (СМК) предприятий и организаций, вследствие чего изменения стандарта могут вызвать затруднения, связанные с необходимостью изменений в СМК.
По сути, стандарт ISO 9001 не выдвигает дополнительных требований к научной организации труда, и представляет собой логичный и даже очевидный путь улучшения качества работы [3]. Предприниматели, жалующиеся на ведение избыточной документации и т.д. просто не уделили должного внимания качественной разработке собственного стандарта организации: формально составленный документ, не учитывающий потребности конкретного предприятия, не может помогать в рабочей деятельности. Стандарт как таковой не требует избыточной документации, её зачастую внедряют сотрудники, склонные к бюрократизации работы, которые редко думают, насколько удобен на практике их вариант документооборота, и даже не пытаются его оптимизировать.
Отличия проекта стандарта 2015-го года от действующей версии 2008-го года имеет смысл разделить на три категории [4]:
• унификация стандартов систем менеджмента;
• усиление акцентов концептуальных и ключевых положений модели менеджмента согласно ИСО 9001;
• дополняющие или видоизменяющие действующий стандарт элементы модели менеджмента.
Унификация стандартов на системы менеджмента требуется вследствие того, что имеется значительное число стандартов ИСО, устанавливающих требования к системам различных областей применения менеджмента – стандарты экологические, информационной безопасности, энергетические и др. [2] Различия в структуре этих стандартов создают трудности инкорпорирования их требований в общую СМК предприятия. Проблема связана с тем, что стандарты ИСО серии 9000 являются первыми международными стандартами систем менеджмента, и сейчас несколько отстали от времени. Введение стандарта ИСО 9001:2015 должно решить эту проблему.