Погружение в общение означает межличностное взаимодействие. В переводе с английского интерактив обозначает взаимодействие, то есть первая часть слова inter – это взаимный, вторая часть слова act – обозначает действовать. Следовательно, пребывание в интерактиве значит находиться в режиме беседы или диалога с человеком, машиной, компьютером. Интерактивные образовательные технологии в настоящее время набирают положительный вес, они актуальны на современном этапе развития образования.
Обращаясь к образованию в целом, необходимо учитывать его фундамент, который состоит из следующих составных блоков: воспитания, обучения и развития, находящихся в системном взаимодействии.
Практика такого взаимодействия акцентирует внимание на некоторых проблемах, возникающих при работе с одарёнными детьми, одной из таких проблем является несоответствие знаний педагога с желанием получения объёмных знаний всех направлений одарённым ребёнком.
Обозначенная проблема взаимодействует с нереализованными возможностями, которые нашли отражение в следующем противоречии – необходимость создания учебной, нормативной и материальной основы, чтобы организовать эффективную деятельность с одаренными детьми при отсутствии образовательной программы, направленной на конкретную деятельность с одарёнными детьми в образовательном учреждении.
Таким образом, основной задачей администрации образовательного учреждения и педагога, взаимодействующего с одарёнными детьми, является создание условий для активизации их инициативы в общении.
Проблема выбора интерактивных образовательных технологий зависит, прежде всего, от выбора диалоговых форм обмена информацией, основанном на межличностном взаимодействии и взаимопонимании, поэтому основной упор делается на традиционные стороны общения:
– транслирование информации, или информативная сторона общения,
– составление плана совместных действий, или интерактивная сторона общения,
– адекватность восприятия собеседника, понимание друг друга или перцептивная сторона общения.
В сочетании традиционных сторон общения рождается интерактивная технология, используемая в образовании.
Внедрение интерактивных образовательных технологий требует больших материальных затрат, поэтому не каждое современное образовательное учреждение готово к таким «подвигам».
Интерактивные образовательные технологии способствуют повышению качества знаний, повышают работоспособность и трудовую активность учащихся. Образовательный процесс становится продуктивным, поскольку для всех участников созданы условия успешности и интеллектуальной самостоятельности, а также личной ответственности [3].
Одним из примеров такой интерактивной образовательной программы является «Технология образования в глобальном информационном сообществе». Программа разработана В.В. Гузеевым сокращённо называется (ТОГИС), красной линией интерактивной образовательной программы обозначено решение деятельностно-ценностной задачи.
Чтобы реализовать познавательную потребность у одарённых детей необходимо создать условия, в которых эта потребность приобретёт осознанную деятельность в исследовании.
В.В. Гузеев, описывая свою технологию, акцентирует внимание на активных методах обучения, прежде всего проблемных. Главными для него стали два принципа: приоритетность исследовательской мотивации и личностно-ориентированное взаимодействие с учеником [1].
Многие отечественные педагоги – В.В. Андрианов, В.В. Гузеев, Е.Н. Ерокина, И.В. Беземская, Е.К. Полякова, О.Г. Разумова и др. нашли необходимые подходы для осуществления интерактивной деятельности в сфере образования, что в свою очередь является неоспоримым подспорьем для осуществления эффективной деятельности с одарёнными детьми.
Нетрадиционные педагогические технологии, разрабатываются в связи с появлением новых информационных технологий, новых методов и приёмов обучения, с целью создания наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для активизации и реализации лучших свойств саморазвития личности и повышения эффективности учебного процесса [2].
Современные образовательные технологии активизируют именно эту сторону исследовательской деятельности учащихся. Вместе с тем, решается еще ряд проблем по организации учебного процесса и повышения качества обучения, а именно:
а) усиливаются деятельностные формы работы ученика, ведь традиционный подход к преподаванию, например географии, опирается преимущественно на иллюстративно-объяснительный метод и практически не предполагает активных деятельностных форм освоения содержания учащимися.
Это связано с незначительной (по сравнению с преподаванием химии, физики) возможностью предоставить ученикам реальные объекты для наблюдения и экспериментирования, а также с недостаточной разработанностью учебно-исследовательских теоретических моделей в области содержания [4].
Общение педагога с учащимся является самым ценным в образовательном процессе, а книгу нельзя заменить компьютером, общаясь с книгой, ребёнок познаёт окружающий мир с помощью эмоций, ценностей и духовности всем тем, чем наполнены книги. Общаясь с компьютером, он всего этого лишён. Компьютер, являясь великолепным инструментом, не может заменить общения. Например, педагог всегда сможет найти ответ даже на плохо сформулированный вопрос, вступит с учащимся в совместную деятельность и решит вместе с ним любую задачу. Интерактивные образовательные технологии помогают педагогу экономить время и способствуют отработке навыков исследовательской деятельности у одарённых детей.
В последнее время в образовательных учреждениях появились интерактивные доски, с помощью которых происходит активное внедрение мультимедийных материалов в образовательный процесс, а также способствуют внедрению электронного содержания учебного материала.
Для работы с интерактивной доской не нужно особых приспособлений все необходимые операции осуществляются непосредственно на экране с помощью руки или специального маркера. Педагог в процессе подачи материала урока не отвлекается на дополнительные операции с компьютером, что является одним из положительных моментов урока [5].
Но приобретение такого инструмента дорого стоит для образовательного учреждения, а меценаты не всегда идут навстречу учебным заведениям им их проще закрыть и перепрофилировать, чем наполнить дорогим оборудованием.
Чтобы реализовать огромный потенциал одарённого ребёнка необходимо не только соответствующее оборудование, но и общая культура, которая, к сожалению, находится на очень низком уровне. Большинство родителей, а порой и педагоги не могут решить проблемы развития одаренных детей обеспечить их психолого-педагогическое сопровождение и поддержку из-за недостатка специальных знаний. Высокие требования, которые предъявляются сегодня к воспитанию, обучению и развитию одаренных детей, а также социальные гарантии, обещаемые им в области образования, не имеют системного и комплексного подхода к проблеме.
Проблемой детской одарённости занимались: Ю.Д. Бабаева, Н.И. Ильичева, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, В.И. Панов, А.И. Савенков, и др.
Каждый из них говорил, что работа с одарёнными детьми нуждается в постоянном психолого-педагогическом сопровождении и поддержке. Начинать этот процесс необходимо с раннего возраста, более углубляться в начальных классах, индивидуализируя задания и проводя углублённые индивидуальные исследования, осуществлять системную диагностику школьного психолога, направленную на построение индивидуального графика совместной деятельности и эффективной реструктуризации личного времени.
Таким образом, учитывая, что эффективность развития одарённости зависит от интеллектуального сообщества, создающего условия для одарённого ребёнка, поскольку интеллектуальная деятельность развивается в интеллектуальном пространстве и атмосфере творческих идей. Комплексность должна предусматривать тесное взаимодействие воспитания, обучения и развития. Тогда обязательно появятся схемы, графики, диаграммы, презентации, понятия и определения, всё то, что составляет пространство теоретического мышления, способствует формированию способности к теоретическому обобщению. Создавая такие ситуации совместной исследовательской деятельности, мы будем преодолевать возникающие проблемы выбора необходимых интерактивных образовательных технологий.